Завтра в Архангельске +22°CСеверодвинске +20°CОнеге +21°CВельске +22°CМирном +22°CШенкурске +22°CЯренске +22°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 13.09.2021 16:20

Не смотрите по сторонам

13.09.2021 14:00
Архангельск не дождался эстетики. Обещанный ещё в том году дизайн-код, сделавший бы город пригляднее и интеллигентнее, накрылся медным тазом. Мы поговорили с главным художником города, ответственным за разработку дизайн-кода, и нашли виновных.

Безумные пёстрые вывески, отвратительно пошлые рекламы, морально устаревшие баннеры из 90-х (у нас — чуть ли не у единственных в стране!). Перепачкан город Ангелов на славу. Буржуа и чиновники, начисто лишённые вкуса, испоганили плодами своей продукции и неумением контролировать процессы жизни в городе весь подлинный лик Архангельска.

Все исторические фасады завесили огромными дурацкими вывесками с «Пятёрочкой». Или «Магнитом». Или ещё какой-нибудь дрянью. Если сравнить столицу Поморья и его историю с большим старинным домом, то можно сказать: кретины законопатили его со всех сторон своими картинками, чтобы никто не увидел обшарпанных стен.

А дому-то нужна помощь, нужна новая жизнь! Иначе развалится весь, обогатив очередным застроечным местом бездарных проектировщиков этих новомодных жилищных комплексов размером с Ноев ковчег.

В общем, мы отвлеклись. 24 июля 2020 года на сайте городской администрации появился отрадный документ: «Об утверждении дизайн-кода муниципального образования „Город Архангельск“». Документ за подписью Годзиша выложили в рубрике «Постановления и распоряжения».

Дизайн-код отсутствует. Дизайн-код отсутствует.

К нему прилагался файл — разработанный план дизайн-кода города. Казалось бы, что может пойти не так: и план готов, и Годзиш подписал приказ по его реализации. Но наивно было бы думать, что в нашем метафизическом болоте что-то может поменять курс своего развития.

Прошло больше года (!), а НИКАКОГО изменения даже в самых запущенных городских пучках рекламного мусора не произошло. Гордиев узел из вульгарных реклам не разрублен по сей день, лента Мёбиуса из заборных вывесок-безвкусиц продолжает сводить с ума утончённых горожан. Чёрный змей коммерции душит город, убивая в нём красоту и историю. Где ты, Архангел Михаил?

И Михаил нашёлся. Михаил Трещёв, главный художник столицы Поморья, ответственный за составление дизайн-кода. Он вышел на связь с ИА «Эхо СЕВЕРА» и честно признался, что умыл руки и отбросил копьё:

— Михаил, скажите, если не затруднит: вы, как главный художник Архангельска, принимали участие в разработке единого дизайна уличных реклам, однако горожане так и не увидели изменений на всевозможных ТЦ.

Вывески и морально устаревшие баннеры продолжают портить окружающую среду. Можете дать какой-нибудь комментарий? Например, сказать, отчего так происходит, сданы ли работы в срок, есть ли всё-таки единый дизайнерский код у города? И как вы оцениваете свою работу?

— Добрый вечер. Не готов давать оценку деятельности департамента градостроительства, поскольку не владею ситуацией и не являюсь сотрудником департамента.

— А что-нибудь лично о своём участии в проекте можете рассказать? Можно не отчёт о деятельности. Просто поделиться эмоциями, мыслями от творческой работы.

— А, ну да. Конечно.

На этом небольшое интервью с художником закончилось.

Михаил Трещев, фото с его страницы ВК.Михаил Трещев, фото с его страницы ВК.

Худшие (или, раз на то пошло, «лучшие») проявления безвкусицы ждут нас за чертой центра. Больше всего в этом отношении поражает торговый центр «Ильма», давший название автобусной остановке на Майской Горке. Если посмотреть на это здание, то покажется, будто вы глядите в калейдоскоп.

Который ещё и умеет возвращать в прошлое: ТЦ словно для того и существует, чтобы напоминать горожанам о недавних 90-х. Вокруг «Ильмы» почкуются гости из ближнего зарубежья, размножая свои шашлычные, возле которых регулярно происходят ночные драки под шумную блатную музыку или отчаянный клубняк.

Дизайн-код отсутствует. Дизайн-код отсутствует.

Пройтись по улице Галушина мимо этой точки невозможно, а такое сентиментальное путешествие зачастую попросту небезопасно. Торговый центр «Ильма», обляпанный цветастой пестротой как рождественская ёлка, принадлежит семейству Кожиных.

Напомним, что Анатолий Кожин — одиознейшая фигура местного политического масштаба. Много этот бизнесмен наговорил про себя, о чём мы уже писали в 2018 году.

Дизайн-код отсутствует. Дизайн-код отсутствует.

Напоследок в качестве руководства к действию для горожан хочется привести слова Иосифа Бродского из его эссе «Меньше единицы»:

«Помню, например, что в возрасте лет десяти или одиннадцати мне пришло в голову, что изречение Маркса „Бытие определяет сознание“ верно лишь до тех пор, пока сознание не овладело искусством отчуждения; далее сознание живёт самостоятельно и может как регулировать, так и игнорировать существование».

Отчуждайте сознание от уродства, архангелогородцы. Не дайте такому бытию определить себя.

Алексей Черников

Дизайн-код такой, каким должен быть.Дизайн-код такой, каким должен быть.
Дизайн-код такой, каким он должен быть.Дизайн-код такой, каким он должен быть.

***

Программа по избавлению Архангельска от визуального мусора встала, похоже, навсегда, и это факт. Миллионы потрачены, по методичке показательно выпороты пара предпринимателей, но сменилось руководство города, и разговоров о дизайн-коде больше не ведётся.

Главная проблема заключается в том, что в областной столице нечего защищать. Например, стеклянная или пластиковая коробка посреди исторической застройки сама по себе нарушает визуальное пространство. Если со стен ТЦ убрать всю рекламу, мы получим просто серый ангар.

Судя по всему, городские чиновники просто не обладают чувством вкуса, а через официальные бумажки оно не прививается. Да и рядовым предпринимателям штрафами не объяснишь, что готовые шрифты из «Ворда» на фоне радуги — это не шедевр промоушена. В итоге мы имеем достаточно неплохой документ, разработанный профессионалами, но неприменимый для улиц Архангельска.

Тем более это стало очевидно с началом предвыборной гонки. Агитаторы плевать хотели на дизайн-коды и пожелания об избавлении города от визуального мусора. Не хотим загадывать, но, кажется, после 19 числа все эти листовки никто снимать не будет.

В большей части Архангельска нет фасадов, нет уважения людей к городским стенам, а значит, они будут заняты если не рекламой, то агитацией или «творениями» малолетних уличных художников.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле