Режиссер: Сион Соно.
В ролях: Николас Кейдж, София Бутелла, Ник Кассаветис, Билл Мосли.
Премьера: 16 сентября 2021 года.
Николас Кейдж — феномен сам по себе. Играет он жестокого преступника, нуарного детектива или призрачного гонщика, все идут в кинотеатры не за фильмом, а за актерскими талантами Кейджа. Эти таланты выражаются не в запредельном уровне драмы или умении вживаться в различные роли, а в уникальном умении в нужный момент хорошенько так сойти с ума.
Причем, это нельзя назвать переигрыванием, Кейдж выше этого. Его безумные глаза из «Поцелуя вампира» давно стали мемом, а в сцене в церкви из фильма «Без лица» крупные планы выжигают душу зрителя. В исполнении кого угодно, кроме Николаса, это смотрелось бы юродством, но он играет с таким удовольствием, что не может не подкупать.
Когда Кейдж пытается играть не Кейджа, получается унылый провал, вроде «Ученика чародея».
И вот теперь этот человек заявляет, что «Узники страны призраков» — самый безумный фильм в его карьере. Амбициозная заявка после «Плетеного человека».
И если оценивать данную ленту, отталкиваясь только от этой фразы, то она — не более, чем рекламный слоган. Это явно не самая безумная роль Кейджа и явно не самый безумный фильм. Вся проблема в том, что режиссер посмел сделать декорации и визуал ярче Николаса Кейджа, а на небе двух Солнц не может быть.
Знающие люди говорят, что создатель «Узников страны призраков» — Сион Соно пришел в большое кино на волне популярности азиатских фильмов в начале 2000-х. Режиссер не привязывает себя к конкретным жанрам. Он снимал документалистику, драмы, ужасы и социальное кино. С каждым новым фильмом Соно «экспериментирует», что автоматически снимает с него ряд претензий, но в данном случая опыт вышел не совсем удачным.
В «Узниках» намешано невероятное количество культурных штампов. Главный персонаж выглядит, как герой боевиков 90-х (кожанка, крутые фразочки, высокие ботинки), действие развивается в постапокалиптичном мире Дикого Запада в эстетике средневековой Японии в неоновых контурах (фильм буквально кричит, что он из страны восходящего Солнца), а главное зло — это западный капитализм.
С отсылками на современную политику Соно явно опоздал на пару лет. Например, травить Трампа в кино уже давно не модно, а идея с гражданами города призраков подана слишком грубо, поэтому не вызывает ничего, кроме желания упрекнуть режиссера в ненужной претенциозности.
А именно, нам показывают следующий посыл: граждане города призраков — бедные, грязные, несчастные жертвы катастрофы, которыми управляет топорная аллюзия на Трампа. Все часы в городе застыли на 8:15 — именно в это время ядерная бомба упала на Хиросиму. Иными словами, — «Мы добровольно продались тем, кого должны ненавидеть». Может быть, в Японии эта идея все еще популярна, но из архангельского кинотеатра звучит, как неумный лозунг.
Еще один минус — это вусмерть клишированная завязка сюжета. Для трэша вовсе необязательно прописывать персонажей, но раз у нас тут высокоинтеллектуальный трэш, то хотелось бы чего-нибудь поглубже, чем мотивация из фильма «Коммандо». Это не фигура речи: герой Кейджа (по имени Герой — еще один пример необязательного постмодерна) — бывший крутой парень, потерявший дочь и отошедший от дел до того момента, пока к нему в дом не постучится влиятельный покровитель, убеждающий вернуться к тому, что Герой умеет лучше всего — убивать.
При всем этом, «Узники страны призраков» добиваются своей цели и создают должную атмосферу сюрреализма. Зрителя ТРИЖДЫ кидают в один и тот же флэшбэк, но такой ход не выглядит попыткой растянуть хронометраж. Есть сцена, навроде дуэли на ятаганах из первого «Индианы Джонса», а главный сюжетный поворот происходит чуть ли не в первой половине фильма. Такие вещи заставляют улыбнуться и относиться проще к происходящему на экране.
Что же Николас Кейдж? Он — это все еще он, однако, годы дают о себе знать. В этом фильме актер выглядит уставшим. Как будто Кейджа наконец специально попросили сыграть самого себя, а он растерялся и забыл призвать демона, который бы еще долго приходил к нам в кошмарах.
Александр Губкин
18+
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».