Завтра в Архангельске−20°CСеверодвинске−19°CОнеге−22°CВельске−15°CМирном−20°CШенкурске−20°CЯренске−17°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 12.02.2024 03:10

Кощей Продажный

31.10.2021 11:00
Рецензия на фильм «Кощей. Начало» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Андрей Колпин

В ролях: Никита Волков, Ирина Старшенбаум, Арсений Перель, Тимур Родригез, Юрий Гальцев, Павел Баршак, Владислав Ветров, Ирина Медведева, Юлия Зимина

Премьера 28 октября

Сегодня уже бессмысленно грустить по старой доброй советской анимации. Времена, когда наши аниматоры были впереди планеты всей, и вовсе прошли лет 70 назад. Если в игровом кино отечественный рынок еще хоть как-то пытается не отставать от западных стандартов, то от мультфильмов уже давно никто ничего не ждет.

По сути, в России нет аниматоров и художников-мультипликаторов, как класса. Есть отдельные проекты, выстрелившие на полмира, но на ум приходит всего два примера — «Маша и Медведь», от засилья которых в 2021 уже натурально тошнит, да франшиза про трех богатырей от студии «Мельница», что выдоена создателями почти до капли.

Мелкие независимые студии могут создать что-то достойное, но это посмотрит слишком узкий круг людей. Говорить о какой бы то ни было индустрии не приходится: после окончательной деградации «Союзмультфильма» Россия так и не смогла вернуть позиции в этом пласте культуры.

При всем этом, наши мультики вписаны в ту же систему госфинансирования, что и весь кинематограф. То есть, любая студия может заявиться в Фонд кино, попросить денег и, судя по всему, анимационному фильму легче получить госфинансирование, чем фильму обычному.

У этой мысли нет объективных доказательств, но никак иначе нельзя объяснить появление таких «шедевров», как «От винта» и «От винта 2» (ленивая калька с диснеевских «Самолетов»), жуткого «Садко» или бессменного лидера всех shit-парадов «Кукарача». Все это стоит десятки миллионов, не окупается даже на десятую часть и включается только чтобы совсем маленький ребенок уже наконец успокоился на заднем сиденье машины.

Какой-нибудь «Иван Царевич и серый волк» — те же богатыри, только в профиль, но деньги имеет. Видимо, чиновники от культуры не глядя поддерживают любой мультик на основе наших сказок, как и любой фильм про Великую Отечественную. И, если в обычном кино, кто-то хоть что-то понимает, то в анимации и в современном детском контенте, в целом, не разбирается никто: ни наши режиссеры, ни спонсоры, ни, что страшнее, родители.

Студия «Паровоз» и их новый проект «Кощей. Начало» — отличный пример всего вышеописанного. Для «Паровоза» это второй полнометражный мультфильм, первым был «Сказочный патруль», но годился он только для затыкания дыр в расписании кинотеатров, когда ставить уж совсем нечего. В остальное время аниматоры клепают сотни серий мультиков для совсем грудничков, которые без конца крутят на канале «Карусель».

Как можно понять из названия, нам решили показать предысторию Кощея, его ранние годы, когда главный злодей всех сказок был еще молод, горяч и невероятно похож на Флина Райдера из диснеевской «Рапунцель» 2010 года.

Поиск неявного плагиата в «Кощее» — единственное, чем может развлечь себя взрослый зритель во время просмотра. Создатели явно не ровно дышат в сторону «Диснея», поэтому женские персонажи очень уж напоминают классических принцесс из мультфильмов от студии с мышью, выходивших с 2010 по наши дни.

Злодей и его миньоны страшно похожи на героев компьютерных игр «Dota» и «Diablo». Стандартный список персонажей также позаимствован у западных коллег: есть главный герой — шикарный со всех сторон, с собой он таскает раздражающего помощника-комедианта в виде говорящего меча-кладенца а-ля Мушу из «Мулан», в помощь Кощею выделено несколько верных друзей (силач, юморист и лучший друг), а свободное время заполнено «мимими-шными» зверушками, которых «Дисней» обычно пускает на брелки и прочую сувенирку ради допдохода после проката.

Впрочем, создатели понахватали идей везде, где могли. В списке жертв точно есть «Холодное сердце», частичка Джека Воробья, локация в стиле «Аватара» Джеймса Кэмерона, «Феи» и даже скрепка-помощник из старых Windows превратилась в говорящий меч.

Авторы добавили в сюжет всех и сразу. По количеству узнаваемых персонажей «Кощей. Начало» может посоревноваться с «Лего: Фильмом», но про большинство из них нельзя сказать ничего, кроме: «О, это Баба Яга», слишком мало они на экране.

Однако, стоит отметить, что нарисовано все это весьма неплохо. «Паровоз» не стал строить из себя аниматоров мирового класса и создал простенькую, но довольно объемную и приятную анимацию. Художники не поленились над фоном, поэтому герои смотрятся единым целым с окружающим миром.

А вот в сюжет явно было вложено не так много усилий. Вновь вылезла вечная проблема детского кино — не умеют наши киноделы прописывать хороших злодеев. В «Кощее» главный антагонист — это просто злое облако, которое мечтает заморозить весь мир. Всё. Ни интересных реплик, ни раскрытия его, как отдельного персонажа. Просто злобная пурга, которую непременно победят в конце.

На самого Кощея создатели откровенно подзабили к середине. Он теряется на фоне многочисленных второстепенных персонажей, которые успевают только шутить или выдать краткую мораль. Забавно наблюдать, как наши соотечественники пытаются создать сильного женского персонажа по западному образцу, но через полчаса хронометража что-то ломается, и независимая женщина без какой-либо предпосылки превращается в классическую дамочку в беде.

Не считая начала, Кощея нам тоже толком не раскроют. Не будет внятного объяснения, почему он является положительным героем. Из-за чего рыцарь без страха и упрека стал алчным, властолюбивым и кровожадным злодеем потом — тоже не расскажут. Убираем Кощея, вписываем Козьму Пруткова и ничего не меняется. Самый стандартный главгерой с клешированной мотивацией и счастливым финалом. Зато название громкое и точно привлечет аудиторию.

Слово «Начало» и поверхностное раскрытие личности Кощея прозрачно намекают, что студия нацелилась на франшизу и вот это уже вызывает некоторую злость. Зачем откусывать столько, сколько не проглотить? Снимите один приличный фильм, проверьте, зайдет или нет, а уже потом, так и быть, можно начинать плавно раскачивать свою вселенную сиквелами.

«Три богатыря» — отличный пример подобной бизнес-модели. Хотите качать деньги из франшизы — Бог с вами, но подарите юным зрителям хоть один мультик, который западет в душу и станет хорошим фундаментом, как это сделала «Мельница». «Алеша Попович и Тугарин Змей» — все еще забавное, самобытное зрелище, способное принести удовольствие.

Зачем гнаться за «Диснеем» и «Pixar», если догнать не получится ни при каких условиях? Неужели в целой России только и могут, что подрезать знакомые образы из западных фильмов, а потом стонать об уходящей культуре?

В конце концов, все эти вопросы в пустоту, если за минимум стараний платят по максимуму, то кто мы такие, чтобы осуждать создателей? Если так хочется «нашего», все еще можно устроить ребенку детство на советских мультиках, и оно будет не самым плохим.

Александр Губкин

6+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле