11 ноября — День борьбы с кибербуллингом в России. Российская Федерация — одна из лидирующих стран в мире по числу подростков 13-15 лет, которые подверглись травле в Сети. По данным европейского бюро ВОЗ, в 2013–2014 годах Россия была первой по школьной травле среди детей в возрасте 11 лет. Кибербуллингу в стране подвергается 11% мальчиков в этом возрасте.
Считается, что он наиболее распространён в подростковых кругах, потому что дети активнее взрослых используют сетевые ресурсы для личного общения. Но на самом деле с онлайн-буллингом сталкивается около половины тех, кого травили в реальной жизни.
— Если говорить о мировой статистике, с кибербуллингом встречались около 65% взрослого и юного населения, причём среди 9-16-летних процент столкнувшихся с сетевой травлей постоянно растёт. В 2010 году их было 7% от общего числа, двумя годами позднее — уже 12%.
Для подростков их виртуальный образ — неотъемлемая часть личности. Ребёнок, которого исключают из онлайн-жизни, переживает всё так, будто это происходит в реальности. Поэтому они настолько близко к сердцу воспринимают случаи, когда в сети кто-то посягает на их жизнь, личность и интересы. Но у взрослых, к которым ребёнок идёт за советом, всё наоборот: на первом месте стоит реальная жизнь. Из-за этого родителям и учителям бывает трудно понять, почему ребёнок так переживает, когда его кто-то обижает онлайн, — отмечает Алексей Белый.
Когда человека последовательно исключают из совместных чатов, переписок, групп и онлайн-групп — это травля, причём одна из самых распространённых её форм. Зарубежные исследователи выделяют другие распространённые формы бойкота:
- троллинг — самый известный вид кибербуллинга, когда обидчики пытаются намеренно вызвать у других людей негативную психологическую реакцию;
- аутинг, когда вопреки желанию человека в сети публично размещается личная информация о нём;
- фрейпинг, когда обидчик заполучает контроль над страницами другого человека и распространяет от его имени нежелательные сообщения, например, просьбы прислать пароль от аккаунта или перевести деньги на карту как раз относятся к фрейпингу.
Не любой акт издевательства считается травлей. Жертвой буллинга (хотя мы стараемся избегать слова «жертва», когда говорим о тех, кто подвергся травле) становятся те, над кем издевались несколько раз в течение последнего месяца. Социологи собирают эту информацию анонимно с помощью опросников.
Нужно понимать, что цифры в любых исследованиях кибербулинга, как правило, ниже, чем реальные показатели. Во-первых, ребёнок может просто не понимать, что учёные называют буллингом, даже если он каждый день получает угрозы от одноклассников. Во-вторых, постороннему человеку не каждый ребёнок расскажет, что его травят. Всё-таки прежде всего он должен признать и принять факт, что его буллят.
Родители и учителя обычно перекладывают друг на друга обязанность объяснять детям, как вести себя в Интернете. На самом деле это ответственность и тех, и других.
Не стоит советовать не обращать внимания на тех, кто травит ребёнка в сети, или вовсе запрещать пользоваться Интернетом. Именно из-за таких советов дети не идут к родителям со своими тревогами. Дети боятся, что их отругают, когда они просто ищут поддержки. Объяснить, что нежелательного собеседника можно просто забанить, можно и без назидательного тона.
Существует несколько простых рекомендаций для школ — они позволят создать в учебном заведении здоровый климат. Разве это не в её же собственных интересах?
— Повышайте осведомлённость учеников. Не запрещайте пользоваться социальными сетями. Те, кто этого хочет, не перестанут этого делать. Вместо этого обсудите с учениками суть феномена кибербуллинга, но не идите от страха и испуга как главного посыла объяснения. Например, предложите ребятам назвать разные виды травли в сети, привести примеры и предложить способы их предотвратить. Таким образом школьники узнают больше о травле и пропустят этот опыт через себя, при этом не сталкиваясь с явлением лично.
Научите ребят сообщать о травле. Объясните, что не нужно этого бояться. Они должны понимать, что если над ними кто-то издевается, то это нарушает их права. Опять же, они не должны бояться, что за жалобу у них отнимут телефон и запретят пользоваться Интернетом.
Повышайте осведомлённость учителей. Если школьника травят в сторис, он не пойдёт за советом к учителю, который не знает, что такое Инстаграм. Чтобы помочь детям, нужно знать, о чём идёт речь. В США, например, подсчитали, что более половины учителей и социальных работников в этом плане были плохо подготовлены, чтобы помочь детям, запуганным в Интернете, — рекомендует эксперт.
Что стоит делать учителю, если к нему обращается ученик? Сперва дайте понять, что вы действительно вовлечены в его проблему и желаете помочь.
Спросите, что произошло и насколько часто это происходит. Если у ребёнка глубокие и серьёзные переживания, которые ведут к травме, стоит обратиться к психологу.
Если ребёнок говорит, что по сети распространили его фотографию в обнажённом виде, то нужно обращаться в правоохранительные органы. Любые факты подобной травли надо документировать. Прежде чем ребёнок забанит агрессора, пусть сделает скриншоты переписки.
Пройдите онлайн-курсы по предотвращению насилия в образовательных учреждениях.
В России не судят за кибербуллинг, но закон о борьбе с преследованием в Интернете находиться на рассмотрении. Правоохранительные органы ориентируются на уже существующие законы. Можно получить наказание за клевету, угрозу убийства, развратные действия сексуального характера, причинение тяжкого вреда или доведение до самоубийства.