Его история нетривиальна. С января 2021 был запущен проект: группа Архангельского молодёжного театра и 19 прошедших отбор добровольцев принимали участие в создании продолжения нашумевшего спектакля-инсталляции «Север». Получившийся результат лаборатории можно посмотреть в здании морского-речного вокзала на набережной Северной Двины.
Если зрители «Севера» получали при входе маршрутный лист, по которому нужно следовать в любом выбранном вами направлении, то при просмотре второй части спектакля вы отправляетесь в «свободное плавание». Никто ничего не поясняет, вы предоставлены сами себе. Однако от этого становится лишь интереснее. Два «Севера» хоть и существуют в одном пространстве, но совершенно не пересекаются. И эмоции при просмотре вызывают полярные.
На «Севере-2» холодно, неуютно, пугающе. Взгляд сразу зацепляют странные арт-объекты: снеговики из бетона, манекены-полярники, навеки застывшие во льдах, неаккуратная стопка чёрно-белых фотокарточек на полу и пульсирующее существо, навевающие ассоциации не то с раковой клеткой под микроскопом из учебников биологии, не то с Крэнгом, персонажем детского мультфильма о черепашках.
Тоскливо смотреть на безлюдную набережную под механический голос искусственного интеллекта, доносящийся из колонок. Быстро замерзают руки.
Как кажется, «Север-2» по своему объёму и содержанию заметно проигрывает своему прародителю. Часть инсталляции действительно навевает мысли о проблемах, с которыми человечество может столкнуться в ближайшую тысячу лет, о нашем месте в этом мире и том, что от него останется после всеобщего конца. Но другая часть — будто бы ради красочных фотографий в Инстаграм. Не по себе видеть зрителей, которые звонко смеются и фотографируются с огромной розовой головой, а чуть поодаль — выжженные ядерной зимой детские силуэты.
Чтобы разобраться в этом, мы поговорили с одним из участников проекта «Север-2». Вот что рассказала ИА «Эхо СЕВЕРА» Любовь Бедрина:
— Это был сложный проект. Лично мне он дался непросто из-за постоянного перегруза в голове ввиду большого количества сложных идей.
Каждая комната имеет очень большую историю, целую эволюцию, я бы сказала, и обширный подтекст.
В команде авторов были в том числе и учёные, которые подробно объясняли какие-то научные концепции. Будто ты гуманитарий, случайно попавший на лекцию по физике у старших курсов.
Но опыт однозначно интересный. Я поняла этот проект по-своему, как и каждый участник, как и каждый зритель.
Со слов участников проекта, концепция спектакля долго разрабатывалась, работать над ней началась ещё в феврале. В каждую локацию были заложены различные варианты развития будущего, отталкивающиеся от насущных проблем — Шиес, онкология и прочее.
Интересно, что свои мысли и идеи ребята писали прямо на стенах. После всё закрасили, не забыв отфотографировать. Эти фотографии, кстати, и лежат в одной из комнат.
Долгое время заняла дискуссия касательно той самой «розовой головы»: накидывались идеи, образы, а потом, когда кто-то ради хохмы сказал про эту голову, участники проекта всерьёз подумали, что это суперкрутой арт-объект, и решили его взять. Однако факт остаётся фактом: один из центральных объектов спектакля — это стикер из Telegram. Она похожа на памятник мирному атому и хорошо вписывается в локацию о ядерном заражении и ужасах радиации. Тоже актуальная тема.
У другой локации, полностью белой комнаты, также интересна история. Очень долго тянулись разговоры про поморскую идентичность, впоследствии трансформировавшиеся в принятие себя в целом и по итогу превратившиеся в белую комнату, где человек полностью погружается в пустоту, пространство без каких-либо навязанных или принятых обществом правил и сам принимает решение, кто он и откуда.
Будем надеяться, что спектакль ждёт долгая сценическая судьба. Каждый воспримет его по-своему, но однозначно задумается: действительно ли не будет больше звёздного купола над Белым морем, а северную землю опутает разросшийся лишайник. И главное — что мы можем сделать, чтобы этого не произошло?
Мария Коптяева