Завтра в Архангельске −4°CСеверодвинске −2°CОнеге 0°CВельске −2°CМирном −2°CШенкурске −2°CЯренске −3°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, воскресенье, 21.11.2021 14:04

Молчи, женщина

21.11.2021 14:00
Рецензия на фильм «Последняя дуэль» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Мартон Чокаш

Премьера: 18 ноября 2021 года

Современную культуру принято ругать за попрание устоявшихся ценностей, но иногда даже такие «ужасные» вещи, как внимание к женщинам могут раскрыть привычные истории под другим углом.

К примеру, кто бы раньше мог подумать, что в фильме о золотом веке рыцарства львиная доля хронометража отойдет именно женскому персонажу? С точки зрения современных правил, Ридли Скотт поступил просто идеально: у «Последней дуэли» было аж три сценариста и мужчины (а именно, Мэт Деймон и Бен Аффлек) прописали героев-мужчин, а образ героини доверили женщине (Николь Холофсенер).

Трио справилось отлично, но перед тем, как перейти к похвалам, необходимо остановиться на одном существенном минусе — костюмы и антураж. «Последняя дуэль» везде преподносится именно, как костюмированная драма и, если с драмой все в полном порядке, то одежды и доспехи — тихий ужас.

XIV век — это расцвет рыцарства и, соответственно, мастерства бронников. Самые красивые доспехи, выставленные в музеях, относятся именно к этому периоду. В то время каждый лорд заботился о своем внешнем виде на поле боя, как никогда. Но фильм полностью игнорирует данный контекст и старается быть оригинальным в ущерб достоверности.

Шлемы, кирасы и наплечники выглядят слишком толстыми и массивными. Даже приглядываться не нужно, чтобы понять: на героях надет киношный реквизит, а не средство защиты. Доспехи больше напоминают пластиковый косплей, а половинчатое забрало и вовсе похоже на бред художника.

На поле боя пешие рыцари почему-то одеты в конную турнирную броню, а кольчужные кольца толщиной с палец вовсе не помогают поверить в реалистичность происходящего.

Та же беда и с повседневными одеждами. Аутентичные детали присутствуют, но где буйство красок, прически женщин размером со свадебный торт и гербовые клетки на мужчинах? Понятно, что в кино это сделано для того, чтобы подчеркнуть общую серость мрачного средневековья, но в реальности знать носила максимально яркие костюмы и старалась всячески украсить свою недолгую жизнь.

Да, «Последняя дуэль» не претендует на стопроцентную историчность, но и фэнтези тоже не является. Вместо ненужных попыток в оригинальность, можно было наоборот сделать все как можно ближе к действительности и вот тогда равнодушным не остался бы никто.

Слава Богу, в остальном «Последняя дуэль» настолько интересна, что про все вышеописанное можно и забыть.

Одна и та же история рассказывается с трех сторон: от лица французских рыцарей Жана и Жака, но большую часть мы будем наблюдать за судьбой жены Жана — Маргариты.

Жан де Карруж в исполнении Мэта Деймона является полной противоположностью Жака Ле Гри (Адам Драйвер). В собственных глазах Жан выглядит человеком чести, доблестным воином и гордым бедняком, не желающим играть в грязную политику ради положения и денег.

Но стоит передать слово Ле Гри, как мы узнаем, что Жан к тому же еще и пьяница, дебошир и домашний тиран.

Жак видит себя первым красавцем на деревне (от Адама Драйвера слышать такое довольно забавно), умелым царедворцем и образованным интеллигентом, которому не в силах отказать ни одна дама. Но когда рассказчиком становится Маргарита, герой Драйвера превращается в очень ранимую личность, которая не терпит отказа, стелется перед сильными и унижает слабых.

Скорее всего, режиссеру нужно было создать конфликт именно между мужчинами, но главному женскому персонажу неоднозначности не завезли, что немного обидно.

Суть конфликта заключается в следующем: на одном из пиров Жак насилует жену старого друга — Жана, супруга обо всем рассказывает мужу и этот инцидент становится делом чести. Поскольку женское слово не имело веса в разбирательствах того времени, сюзерен, которому давали клятвы верности оба рыцаря выбирает суд поединком. Если проиграет герой Мэта Деймона, то они вместе с женой лишаются жизни, как обманщики самого Бога.

То есть для Маргариты эта история в любом случае ничего хорошего не сулит. Если ее муж проиграет, то знатная дама до конца жизни будет считаться лишенной чести, изменщицей, а в случае поражения не только умрет, так еще и попадет в Ад, как незаслуживающая прощения.

Мужчинам же довольно быстро становится плевать на суть конфликта. Хоть они и заявляют, что сражаются за честь дамы, но на самом деле имеет значение только их личная гордость. Маргарита прямым текстом говорит, что ей наплевать на статус соперников, их клятвы, она просто хочет жить, но кого это волнует, когда на кону статус доблестного рыцаря.

Хорошо, что режиссер не дает четкого ответа на вопрос «кто прав». С развитием сюжета зритель сам выбирает за кого болеть в финальной дуэли. Сейчас каждому понятно, кто во всей этой истории подлец, кто жертва и на чьей стороне правда, но если перенестись в контекст времени, то подобные вещи становятся весьма неочевидными.

Например, это сейчас изнасилование — страшное преступление, а по средневековому праву мужчина вполне мог взять женщину, если ему того захочется. Причем, если дама ниже по социальному положению, то нарушения закона нет вовсе, а за женщину из одного сословия с насильником должен отвечать муж или отец и, если мстить некому, то и преступления нет.

В итоге, если настроиться и представить себя в театре, чтобы не замечать убогости костюмов, то вы попадете на хорошо поставленную драму с отличными батальными сценами не хуже, чем в «Гладиаторе» или «Царствии небесном».

Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле