Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске0°CМирном0°CШенкурске0°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 03:02

Всё кончено, но остались воспоминания

30.12.2021 18:00
В Архангельском краеведческом музее открылась выставка, посвящённая истории музыки в нашем городе. Это про времена, когда Архангельск был столицей русского рока…

Одним из самых ярких, исторически полных стал раздел, посвящённый 45-летию создания Архангельского рок-клуба.

Неоспоримый факт русской истории: Архангельск — первые морские ворота России.

Через наш город у Белого моря, в дельте Северной Двины столетиями проникали на Русь, в Российскую империю, в СССР и, наконец, в новую Россию всевозможные зарубежные новинки. Разумеется, новшества мировой культуры тоже.

Первые джазовые пластинки российские моряки привозили ещё тогда, когда в купеческих домах звучали граммофоны, кои сменили доступные уже всякому советскому человеку патефоны.

Когда же очередь дошла до радиол, крутивших пластинки на скорости 78 и 45 оборотов в минуту, спрос на жёсткие диски значительно вырос, доставлять в Архангельск их стало коммерчески выгодно.

Бум торговли импортными дисками случился, когда мир захватила новая молодёжная рок-культура. Несмотря на запрет идеологических цензоров Советского Союза, моряки везли фирменные диски в Архангельск сотнями, а то и тысячами.

На «Архангельской барахолке» (иначе говоря — «туче») — вещевом рынке, где вперемешку со старыми вещами торговали и доставленным моряками заграничным импортом, музыкальные альбомы классиков рок-музыки стоили баснословные деньги.

Если доктор мог купить виниловую новинку, скажем, из двух пластинок, как «Белый альбом» «Beatles» 1968-го года, за две месячные зарплаты, то медсестре пришлось бы «не пить и не есть» уже три месяца!

Благодаря морякам торгового флота Архангельск одним из первых в СССР узнал, что такое рок-музыка, и зачастую знакомил с рок-новинками столицы республик Советского Союза и советские города-миллионники.

Архангельские меломаны-коллекционеры обладали полнейшими собраниями новинок и рок-классики. Те же горожане, кто не мог позволить тратить месячный заработок на импортную виниловую пластинку с вожделенным рок-альбомом, переписывали музыку вначале на бобины магнитофонов, а позже и на «кассетники».

Но у знатоков рока винил всегда оставался в приоритете и почёте.

Ничего удивительного, что наш Архангельск одним из первых в СССР услышал и «живое» исполнение отечественной рок-музыки. Связано это с выходом первого советского рок-альбома Давида Тухманова «По волне моей памяти».

На «Архангельской барахолке» меломаны платили за него сумасшедшие для советских пластинок деньги: двадцать пять рублей, примерно треть месячной зарплаты врача, учителя, инженера.

Студент Архангельского мединститута, одновременно внешкорр областного радио Николай Харитонов, на свой страх и риск полетел в Москву, знакомиться с Давидом Тухмановым и Татьяной Сашко, помогавшей композитору подобрать литературные тексты к первому отечественному рок-альбому.

В семье композитора юного архангегологородца приняли тепло, поселили на старинном диване в знаменитом рабочем кабинете Тухманова, где одна стена от пола до потолка была занята книгами в старинных обложках.

По просьбе гостя из архангельской провинции Тухмановы отыскали в Москве телефон Андрея Макаревича, чей ансамбль «Машина времени» к тому времени успел записать собственную песню к кинофильму «Афоня».

Николай Харитонов и пригласил Андрея Макаревича и «Машину времени» в Архангельск, абсолютно не представляя, как организуются концерты, да ещё и самодеятельных музыкантов, у которых, к тому времени, за выступление с «незалитованной», то есть запрещённой к публичному показу, программой арестовали аппаратуру.

Но столица Поморья однозначно оказалась более свободным городом, нежели Москва.

«Машина времени» приехала, выступила, впервые в своей начинающейся концертной жизни получила официально, в бухгалтерии, под роспись в ведомости гонорар и с тех пор ещё не раз «обкатывала» новые программы именно в Архангельске. Между Андреем Макаревичем и Архангельском доверительные отношения длились… десятилетиями!

Тот первый концерт Николаю Харитонову удалось провести в Архангельском Дворце культуры строителей благодаря двум неравнодушным к молодёжной свободе людям: первому директору ДКС Нине Павловне Сергеевой и секретаретарю Архангельского горкома комсомола Володе Василенко.

Было это 45 лет тому назад.

У Архангельского рок-клуба, собранного Николаем Харитоновым и зарегистрированного Архангельскими профсоюзами одним из первых в стране, юбилей.

Случилось это задолго до появления известного Ленрок-клуба…

Весомый след оставили на скрижалях отечественной рок-музыки и архангельские музыканты. Известный архангельский джазмен Владимир Резицкий очень внимательно следил за организацией первого рок-фестиваля в нашем городе, который получил название… джаз-роковый!

Дело в том, что джаз-рок, как самостоятельное музыкальное направление, докатится до Архангельска многим позже. Пока же в первый день нового фестиваля играли архангельские рок-группы, а во второй… джазовые ансамбли города!

Вскоре Володя Резицкий провёл первый, а затем и серию ежегодных джазовых фестивалей, которые принесли нашему городу славу джазовой столицы Русского Севера…

Рок-ансамблей в Архангельске было немало, и каждый был своеобразен.

Но особую творческую известность, в отечественном роке уж точно, оставили Сергей Богаев и его «Облачный край», коего признал классиком русского рока даже такой музыкальный мэтр, композитор, солист Большого театра, гуру отечественного вокала и непререкаемый авторитет, как Александр Градский.

О Сергее Подъякове и созданной им группе «Сцена» ещё один гуру рок-музыки, классик русского рока Борис Гребенщиков спел в 1983-м году: «Архангельский всадник смотрит нам вслед».

БГ посвятил городу в дельте Северной Двины, в котором у «Аквариума» прошло первое самостоятельное сольное выступление, с полностью сольной концертной программой и всеми сопутствующими полноценным гастролям атрибутами, альбом с названием «Архангельск»…

Третьим серьёзно значимым для русского рока архангельским музыкантом стал Володя Будник, создатель группы «Святая Луиза».

В то время панк-рок ещё не пришёл в социалистическую страну СССР. А Володя уже шёл путем панк-рока, причём с особой творческой основой.

Где-то через год существования группы «Святая Луиза» музыковедам и рок-критикам открылась необычная связь творчества Володи Будника с поэтическими поисками так называемого «Серебряного века» русской поэзии. «Дыр бул щир» Алексея Кручёных оказался как бы основой вербальной составляющей звукоизвлечения Владимиром Будником собственных композиций.

Позже это и окажется тем, что смело и без всяких натяжек стоило называть русским панком. А не те маты да игру мужским достоинством на бас-гитаре, что пытались выдать за русский панк столичные панки. Чистый русский панк-рок это творчество Владимира Будника и его группы «Святая Луиза».

…Архангельская история рок-музыки не закончена. Она упорно продолжается и сегодня, выбрав своим рок-фордом, если хотите крепостью, архангельское кафе «Колесо». И спасибо за это его творческому президенту — музыканту, моряку, коллекционеру винила, телевизионному журналисту Александру Мезенцеву.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле