Завтра в Архангельске−3°CСеверодвинске−4°CОнеге−6°CВельске−2°CМирном−4°CШенкурске−2°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 18:16

Удушающая роскошь

26.01.2022 16:50
Вашему вниманию представлен новый обзор от нашего культурного смотрителя. В фокусе внимания — фильм «Дом Gucci».

Режиссер: Ридли Скотт.

Дата премьеры: 2 декабря 2021 г.

В ролях: Леди Гага, Джаред Лето, Аль Пачино и другие.

За последнее время Ридли Скотт порадовал зрителя сразу несколькими новиками, одна из которых повествует о членах семейства Гуччи. Это, конечно, только внешняя сторона новой истории мастера. Роскошь, власть, гламур, респектабельность… Да, это всё, конечно, внешняя атрибутика. 

Равно как и жанр, который можно было бы описать как криминальную биографическую драму. Суть истории, начинка — в раскрытии фундаментальных тёмных сторон человеческой души. В идеале у Ридли Скотта должен был получиться не криминальный байопик, а настоящая античная трагедия, хотя и путающая сознание зрителя современным шиком в красно-зелёных тонах. В кинополотне, растянутом аж на 3 часа, есть все элементы каноничной трагедии: эрос, жадность, заговоры, безумие, убийство.

Впрочем, не жадностью ведомы герои ленты, а желанием забраться на Олимп, на предельные вершины роскоши и достатка. Их привилегированность просто не позволяет им помыслить о настоящей нужде. Поэтому массовый зритель имеет дело с абсолютно иным измерением бытия, с теми людьми, которые живут в принципиально другой вселенной. В которой работают свои законы. 

Точнее — не работают, иначе фамильная империя роскоши не развалилась бы так пошло, пусто и некрасиво. В интриги членов семейства Гуччи вмешались законы настоящей жизни, Божий промысел, воздавший каждому по заслугам. Недаром нынче аж 10 наследников Гуччи хотят обратиться в суд за клевету в адрес семьи, — уж не потому ли, что всё показанное про неё оказалось правдой?

Забавно, наверное, отечественному зрителю, привыкшему к дешёвой массмаркетной одежде и панельным городским массивам, смотреть на жизни ничего, по сути, не представляющих из себя несчастных Гуччи. Как к дизайнерам, конечно, претензий к ним нет. Но степень гордыни и духовной нищеты в людях с такими возможностями просто поражает. Отечественный зритель сидит перед экраном и не понимает, как так вышло, что эти лица имеют такого уровня значимость в мире. Это и не позволяет зрительскому вниманию уловить трагедию, показанную Ридли Скоттом. 

Внимание рассеивается на атрибутику: шикарные архитектурные формы, наряды, украшения… Будто бы даже ощущаешь запах элитного парфюма и дорогих вин долгой выдержки сквозь экран. Начинаешь завидовать, пуская слюни. Но созерцать роскошь как роскошь можно и в дорогих бутиках или хрониках звёздной жизни. Это же — художественное произведение, где главное кроется за формой. 

Поэтому в вину Ридли Скотту можно вменить излишние акценты на «мишуре», покрывающей мир героев. Стоило бы чётче наметить контуры того заблуждения насчёт жизни, в котором они пребывают, стоило бы добавить внимание пустоте их духа. А то выходит, что на полотне мелькают сплошь «сильные» личности с пробивным характером, чуть ли не с ницшеанской волей к власти. 

От фокусировки на пустоте героев нас настойчиво отвлекает их апологетика радикального аристократизма. Нет нужды с морализмом Толстого бросаться на эстетство и излишества, но без верной акцентировки кинополотно теряет очки смысловой нагрузки: в нём трудно распознать дух подлинной трагедии, — если не античного, так хоть пусть шекспировского размаха.

В чём же состоит трагедия? В том, что герои, обладая всеми материальными благами мира сего, всё равно умирают. Причём не сами по себе, а по вине друг друга. Но и это ещё не предел трагизма. Предел в том, что они, даже по прошествии многих десятилетий, не осознают этого. Не могут избавиться от пустоты удушающей роскоши. 

В начале фильма один из главных героев, Маурицио Гуччи, спокойно ездит себе на велосипеде, хотя и является владельцем 50% акций компании благодаря отцу. Он ещё студент, он ещё не связался с хищной женщиной, которая станет его женой, после чего начнёт старательно лепить его бизнес, чтобы стать настоящей королевой, а потом и вовсе убьёт его, когда тот попросит о разводе. 

Да, слабовольный, наивный, ещё чистый и такой порывный Маурицио ездит на велосипеде и радуется настоящей жизни, порывая отношения с влиятельным отцом ради зарождающейся любви к будущей своей губительнице Патриции. Работает мойщиком грузовиков в компании её отца, лишь бы остаться с кровом над головой. 

И он счастлив!.. Пройдёт много лет, и Патриция Реджани, вдова по собственной воле, цинично скажет: «Лучше плакать в „Роллс-ройсе“, чем радоваться жизни на велосипеде». В этом и трагедия: человек ничего не понял, не прошёл через жернова катарсиса. А это ещё страшнее для души, которую отказался просветить через потрясение даже Бог.

Между этим полотном Ридли Скотта можно провести параллели с Лукино Висконти. Однако Висконти как раз делает ударный штрих над понятием трагизм. Тут можно вспомнить и «Гибель богов», и «Семейный портрет в интерьере», и даже «Смерть в Венеции». Ридли Скотт не дотягивает, конечно. 

И, к слову, Висконти превосходный драматург. Его сюжеты интересно наблюдать. Они цепляют. Чего не скажешь о достаточно «водянистой» работе Скотта, в течение которой ни один герой не претерпевает каких-либо изменений, а итог их взаимоотношений слишком предсказуем даже для трагического канона. Хотя, может, это специальный приём: как можно показать развитие в том, что пусто?

В целом, у мастера вышел стильный фильм под «декаданс» для просмотра на один раз. Это более чем достойная работа в формальном плане. Чего только стоят декорации, мизансцены и пресловутая актёрская игра! Однако этого не хватает. Недостаёт как раз-таки катарсиса, того эффекта, который заставляет посидеть перед финальными титрами в глубоком потрясении, не поспешая к выходу с чувством лёгкой утомлённости от «культурного действа». 

В случае с этим фильмом не пройдёт отмашка «Это просто показанная история!», применимая к чернухе Тарантино или лёгким комедиям Вуди Аллена. Показывать такие истории, как о семействе Гуччи, стоит с должным размахом, с использованием титанических художественных инструментов внушения. 6,5/10 ставим мы картине о горькой и мучительно тупой роскоши.

Алексей Черников

18+

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле