Завтра в Архангельске−15°CСеверодвинске−13°CОнеге−14°CВельске−20°CМирном−18°CШенкурске−20°CЯренске−16°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 10.02.2024 23:20

Неуместный глянец

06.02.2022 15:30
Рецензия на фильм «Чемпион из Освенцима» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Мацей Барчевски.

В ролях: Петр Гловацки, Ян Шидловски, Гжегож Малецки, Марчин Босак, Марцин Чарнецки, Марек Каспшик, Пётр Витковски, Мариан Дзендзель, Рафаль Заверуха.

Премьера в России: 27 января 2022 года. 

Режиссер и сценарист этого фильма — поляк. Актеры, операторы, продюсеры — тоже поголовно поляки. Казалось бы, зрителем тоже должны оставаться исключительно поляки, но «Чемпион из Освенцима» получил пару местных наград и месте с ними дорогу в мировой прокат во время «пустого» сезона.

Отходя от темы, заметим, что это явный сигнал нашим авторам: сконцентрируйтесь на драме одного персонажа и не размазывайте ее антикоммунизмом, антифашизмом (в современном понимании) и невнятными любовными линиями. Глядишь, такими темпами какой-нибудь «Собибор» окажется нужным кому-то за пределами России.

С другой стороны, если тенденция обращать в глянец всё, что связано с концлагерями, то эта тема скоро станет неинтересна никому. То ли это профдеформация, то ли цветная картинка в принципе не идет концлагерям, но при прочих равных, «Рай» Кончаловского смотрится более натурально, хотя показанные там «ужасы войны» мало чем отличаются от стандартного набора.

Стоит отметить, что яркий цветокор иногда тоже отлично работает, но отдельные красивые кадры не способны создать полноценную атмосферу одного из самых известных лагерей. Например, украшенный на Рождество эшафот выглядит отлично, алая кровь на серых робах — тоже, повышенная контрастность неплохо работает на крупных планах, подчеркивая морщины заключенных.

Против таких кадров выступают довольно бредовый крупный план со свастикой в шарике со снегом, а общая картинка не сильно отличается от уровня русских сериалов.

Как костюмное кино, «Чемпион из Освенцима» выглядит на «хорошо». Прическу оставили только главному герою, а остальные заключенные все обриты наголо и ни одного откормленного лица (кроме детей, их ради фильма не стали мучить голодом) заметить не удалось. Четко виден контраст: кто ест хорошо, а кто делит буханку на 40 человек. Капо подкачанные и, в отличие от «Собибора», не выглядят, как Иуды, истекающие слюной, одновременно презирающие себя за предательство и боятся своих хозяев. В любом устоявшемся образе приятно видеть разнообразие.

Выяснилось, что для поляков Тадеуш «Тедди» Петшиковский является в каком-то роде не растиражированным национальным героем. До конца советского влияния, о нем совсем мало говорили на родине, но в 90-х его дети опубликовали мемуары отца, которые снискали большую популярность.

Для русскоязычного зрителя не только нет этих книг в переводе, даже не завезли статьи на Вики, поэтому большинству приходится верить на слово тому, что показано в фильме. При этом, ходят слухи, что семья довольно жестко следит за репутацией Петшиковского, поэтому какой-либо крамолы ждать не стоит.

Фильм вообще лишен резких идеологических выпадов. Все образы заезжены донельзя: заключенные — забитые, но несломленные; капо — подлые, но не без людей в своих рядах; нацисты — циничные, царственные и надменные. Во главе угла личная драма человека, сила духа одного конкретного персонажа, никаких попыток взглянуть под другим углом или шокировать зрителя натуралистичной жестокостью. «Чемпион из Освенцима» имеет рейтинг 16+, так что не стоит ждать ничего жестче повешенных и расстрелов без крови и в расфокусе.

Опять же, к любому подобному фильму можно придраться за то, что в реальности было интересней. Видимо, дело в том, что дед режиссера погиб именно в Аушвице, поэтому история боксера Петшиковского не выходит за этот лагерь, а ведь он пробыл в концлагерях «от звонка до звонка (с начала 40-го по 45-й).

В 1943 году боксера перевели в Нойенгамме. Третьим же и последним лагерем, в котором находился в заключении Петшиковкий, стал Берген-Бельзен. 15 апреля 1945 года он — как и другие заключенные — был освобожден оттуда британскими солдатами, а после чемпион успел еще и повоевать в польской танковой бригаде.

Надо ли говорить, что к концу войны немцы все меньше церемонились с заключенными и после Аушвица уже не шла речь ни о каких поединках ради веселья, тем более таких, где заключенный бьет немцев. Все это показано либо мельком, либо прописано текстом.

Не показали и то, как Петшиковский попал в лагеря: его часть была разбита, а после он в течение месяца с друзьями пытался пробиться во Францию, чтобы присоединиться к польской армии сопротивления. То есть, герой был изначально крайне замотивирован на борьбу, а не приобрел повод, насмотревшись на Освенцим.

Такие фильмы являются более, чем проходными. И это довольно грустно. Тема-то далеко не праздная и подобные истории дают неправильное понимание образа концлагеря. У людей создается впечатление, что в таких условиях можно выжить, главное не сдаваться. На самом деле, такие люди, как герой обсуждаемого кино — исключения из исключений. Я думаю, что для погружения в тему нужно ассоциировать себя не с главным героем, а с третьим парнем слева на виселице на седьмой минуте.

Как бы очередной фильм не кричал о нерассказанной правде, почему-то документальные хроники шокируют до сих пор. Мне кажется, про концлагеря нельзя снимать, используя классическую арку персонажа, нельзя прописывать одного главного героя, который проходит от начала до конца (как правило, счастливого).

Петшиковкий был далеко не единственным боксером в лагерях, которому попались относительно-человечные надзиратели. Могли бы заставить драться с простреленными ногами, как любила развлекаться администрация, например, Дахау.

Конечно, этот конкретный подвиг мы ни в коем случае не умаляем, скорее, обращаемся к создателям: в концлагерях не бывает счастливых концовок. Из ваших же фильмов складывается обратное ощущение.

Александр Губкин.

16+

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле