«За время постановки спектакля около 14385000 человек в мире было ужалено медузами». Это предложение — всё, что написано о представлении «Поцелуй Ируканджи» на сайте Архангельского молодёжного театра. Но, несмотря на название, в его основе лежат отнюдь не очерки наблюдения за живой природой или материалы из сводок спасателей, он поставлен по роману американской писательницы Али Бенджамин «Доклад о медузах», рассказывающем непростую историю о первой дружбе, переживании смерти близкого подростком и слишком быстром взрослении.
Работу над этим спектаклем в 2020 году возглавила режиссёр Юлия Каландаришвили, номинант премий «Золотая маска» и «Арлекин». Архангельский молодёжный театр впервые продемонстрировал «Поцелуй Ируканджи» — этакий спектакль-проживание — в начале февраля прошлого года, и с тех пор он часто бывает в их программе, что показывает его популярность среди зрителей столицы Поморья. И сейчас мы попробуем разобраться, почему же он так популярен.
***
Главной героине Сузи 12 лет. Небрежный милый пучок, огромная толстовка, забавные носочки в блестящих кроссовках и школьный рюкзак с нарисованными медузами. Её родители разводятся, но рядом всегда есть подруга Френни, такая же непохожая на сверстников, которая всегда поддержит и развеселит. Они вместе ходят в школу, делают новые открытия, взрослеют.
Сузи сообщили, что её лучшая подруга Френни утонула. Та самая Френни, которая плавала лучше всех. «Но нет, не может быть, это точно какая-то ошибка, а мамины слова о том, что „Страшное просто случается“ — немыслимы!».
Отрицание первой утраты близкого человека заставляет Сузи искать то, отчего на самом деле могла погибнуть её подруга. И вот однажды на одной из экскурсий она узнаёт о существовании крохотных, но смертельно ядовитых медуз Ируканджи, и мысль о том, что Френни умерла именно по их вине, прочно оседает в голове главной героини.
Разнообразие образов этих самых медуз и водного пространства сопровождают постановку от начала до конца. Зрительный зал поделён на две части, а игровая сцена размещается между ними. Будто заглядываешь в прозрачный аквариум сверху. В его середине — огромный сияющий шар, окружённый щупальцами-пружинами. Медузы светятся в стеклянных банках в руках актёров, вычерчиваются хореографическими движениями, появляются рисунком на стене и в костюмах одноклассников девочек. Будто из другого мира, они тоже кажутся странными, пугающими, ядовитыми.
Сузи прячется от них и самой себя внутри маленькой прозрачной коробки-аквариума. Там она может вернуться к Френни и погрузиться в воспоминания о ней.
Интересна композиция спектакля — мы то сами погружаемся в воспоминания девочки о детстве и времени, когда её подруга была ещё жива, то выныриваем в настоящее, где Сузи замыкается, вынашивая план поездки-побега в Австралию, где живёт медузолог, который точно поможет доказать, что её подруга погибла от укуса редкой Ируканджи. В таких моментах точно передаётся психологизм героини, испытавшей и осмысливающей опыт первой потери, проходя, кажется, через все стадии принятия.
Вот только все красочные, завораживающие световые приёмы и блестящие декорации не всегда помогают сконцентрироваться на самом важном — сюжете. Поэтому в конце у зрителя может возникнуть вполне закономерный вопрос: как всё заканчивается? И заканчивается ли вообще? Действительно ли это были смертельно опасные медузы, а в версию Сузи никто не хотел вникать из-за её возраста?
Но оказывается, что к ответу нас подводили, подталкивали на протяжении всего спектакля — страшное просто случается.
Мария Коптяева