Завтра в Архангельске−19°CСеверодвинске−17°CОнеге−22°CВельске−19°CМирном−19°CШенкурске−20°CЯренске−20°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,вторник, 06.02.2024 09:29

Восстань, Онега

11.04.2022 09:00
Бывшая когда-то вторым портом в Архангельской губернии, Онега превратилась в депрессивный постсоветский городок. И только сейчас, в 2022 году, у этой беломорской гавани появился реальный шанс стать объектом федерального значения со всеми вытекающими.

Северные порты являются ключевой целью России на протяжении всей истории нашего государства. Именно на Северо-Западе круглогодичные выходы в море имеют особую значимость. Последние 200 лет в этом регионе есть только две крупных гавани — Архангельск и Мурманск.

Даже если сложить показатели товарооборота этих двух важнейших объектов инфраструктуры, то они не способны покрыть потребности и планы нашего государства на развитие северных грузоперевозок.

Мурманск ежегодно способен принимать 60 миллионов тонн, а столица Поморья — всего около 4 миллионов. Даже с такими цифрами оба порта загружены под завязку и не готовы работать с дополнительными поставками, так необходимыми для развития русского Севера и всей Арктической зоны.

Кроме того, в последнее время Архангельская область существенно проигрывает конкуренцию Мурманской по части морских грузоперевозок. Иметь звание «Ворота в Арктику» — это, конечно, приятно, но без развития инфраструктуры (в том числе портовой) и модернизации подъездных путей наш регион рискует потерять оставшихся инвесторов.

Портовый Северодвинск тоже не способен исправить ситуацию: местные верфи заточены под ядерный щит России, и даже если атомные лодки вдруг резко перестанут быть стратегическим преимуществом, частным компаниям вряд ли будут рады в полувоенных доках.

Выходом из логистического тупика может стать Онега. Между прочим, этот полузаброшенный сегодня город совсем недавно считался вторым по значению торговым портом на берегу Белого моря. В 1980 году в Онегу каждый год приходило больше 300 судов. До конца Союза ССР ежегодно город поддерживал население на уровне 26 тысяч. Ранее там действовал гидролизный завод, производивший из отходов лесопиления этиловый спирт и кормовые дрожжи, но испокон веков градообразующим фактором для Онеги был крайне удобный выход к Белому морю.

Сегодня Онега — это депрессивный городок с огромным нереализованным потенциалом. С 1995 года население не росло: после распада СССР в индустриальном населённом пункте наблюдается отсутствие рабочих мест, а инфраструктурные проблемы начинают решаться только сейчас. Прямая автодорога Архангельск — Онега должна решить вопрос доступа в город, но без точки притяжения на другом конце трасса только ускорит отток людей с западного берега Белого моря.

Пожалуй, единственное, чем сейчас можно заниматься в тех местах — лесозаготовка, но из-за отдалённости территории и транспортных проблем крупный бизнес не изъявляет большого желания развивать регион. Да и лесные массивы уже изрядно потрёпаны вырубками.

Совсем недавно до Онеги добралась сеть «Пятёрочка», и на этом, пожалуй, частные инвестиции в район кончаются.

Капитальная модернизация онежского порта — единственное спасение от превращения города в руины более развитой цивилизации. На данный момент гавань имеет возможность обслуживать лишь относительно небольшие суда, а годовой оборот грузов едва ли способен приблизиться к показателю в 300 тысяч тонн.

Советские деревянные причалы почти полностью смыты или занесены песком, на несколько сотен метров от берега простирается илистая мель, по которой даже катер пройдёт только во время прилива, а закатное солнце играет в зияющих проёмах окон закрытых предприятий.

Всё это имеет место быть последние десятилетия, и удручающее состояние Онеги — не новость. Новость в том, что рано ставить крест на северном городе с возможностями второго порта Поморья.

Как написано выше, в скором времени до Онеги можно будет напрямую добраться из Северодвинска и Архангельска по асфальтированной дороге, но мы забыли про вторую артерию — дорогу железную.

На окраине Онеги располагается железнодорожный вокзал, однако на настоящий момент железнодорожное сообщение сведено к минимуму. Но на пути в Онегу есть ещё и станция Обозерская.

Посёлок Обозерский — крупный транспортный узел, через который проходят пути во все концы России, и прямая железнодорожная связь с Онегой — это бесспорный плюс в пользу прибрежного города. Согласно изначальной пропускной способности, путь от Онеги до Обозерского способен на ежегодный грузооборот в 1 миллион тонн (треть от объёма архангельского порта), но из-за отсутствия товаров со стороны моря железная дорога почти не используется по назначению.

Все эти факторы привели к созданию проекта целого парка предприятий на базе онежского порта. Автодорога от Архангельска — лишь первый этап грядущего большого строительства.

Стратегией развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года поставлена задача по увеличению грузооборота до 80 миллионов тонн уже к 2025 году и до 160 миллионов тонн — к 2035 году. То есть всё северо-западное побережье должно улучшить свои показатели минимум в 2 раза за ближайшие 10 лет.

Как следствие, в рамках региональной политики в Арктике особое значение отводится формированию механизмов развития территорий в целях включения их потенциала в хозяйственный оборот.

И на эти цели государством предусмотрены триллионы рублей, используются механизмы государственно-частного партнёрства, создаются опорные зоны развития. Онега — одна из таких зон.

Будущий порт в широком смысле (с учётом всех промышленных объектов) займёт площадь, сравнимую со всей Онегой. Архангельская область поколениями не видела строек градообразующих объектов, и с данным инвестпроектом возрождение Онеги кажется вопросом времени.

Инвестиционный проект строительства портово-индустриального парка в Онеге предусматривает создание морской портовой инфраструктуры с железнодорожными подъездными путями, имеющий прямой выход в акваторию Белого моря. После ввода в эксплуатацию комплекс позволит обеспечить круглогодичный импорт наших северных товаров и экспорт всего необходимого практически в любых объёмах.

Подешевевшие поставки материалов и сырья станут существенным толчком к развитию строек по всему региону. Любому крупному инвестору будет в радость основать крупное предприятие рядом с удобным выходом к морю и транзитной ЖД станции.

Как рассказал председатель совета директоров ООО «Портово-индустриальный парк „Онега“» Владислав Бирюков, в пользу Онеги говорит и отсутствие мостов на пути к Белому морю, и ничем не ограниченная береговая линия. Кроме того, на обжитой территории строиться всегда проще.

Основным, доминантным объектом на площадке портово-индустриального парка «Онега» станет, собственно, проектируемый порт. Кроме него, в рамках проектируемой концепции предложено размещение дополнительных причальных комплексов со смежными границами.

Чтобы осознать масштабы будущего комплекса, обратимся к выдержкам из проектной документации.

В состав проектируемого порта входят:

  • контейнерный терминал
  • терминал навалочных грузов
  • терминал генеральных грузов

Планируется принимать суда грузоподъёмностью от 5000 до 9000 тонн.

Промышленный сектор предусматривает:

  • завод металлоконструкций
  • производственный комплекс переработки гранулированных удобрений
  • железобетонное производство
  • производство строительных материалов

Агропромышленный сектор будет включать:

  • рыбохозяйственный комплекс индустриальной аквакультуры (рыба, мидии, водоросли)
  • агротехнический комплекс по производству и хранению ягодного сырья
  • завод по производству гранулированных кормов
  • производственный комплекс выпуска гранулированных удобрений

Для Онеги, где сегодня у молодого человека стоит выбор — сбежать ли подальше или пойти рубить лес, — спектр вышеперечисленных вакансий станет весомым аргументом, чтобы остаться в родном городе. Для Архангельска с его достаточно мощной базой технического образования строительство порта станет отличной возможностью трудоустройства молодых специалистов из САФУ, которым раньше лежала дорога либо в Северодвинск, либо за пределы области.

Итак, что известно на текущий момент и почему всё вышеописанное —  не фантазии местных властей, а реальный план действий?

Как нам стало известно из открытых источников, к моменту публикации уже получено уведомление от АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» о готовности подписать соглашение об осуществлении деятельности в Арктической зоне РФ.

Проектной организацией ООО «Морстройтехнология» разработана концептуальная схема генерального плана морской составляющей.

Получена поддержка проекта руководством Архангельской области.

Проработан список потенциальных резидентов, готовых открыть свои производства на территории комплекса.

По предварительным расчётам, всё вышеперечисленное обойдется в 19,7 миллиарда рублей. Даже на полном госфинансировании это более чем реальная сумма, а с участием инвесторов (как местных, так и федеральных) финансирование можно считать решённым вопросом.

Проект на начальном этапе реализуется за счёт частных инвестиций, в развитии планируется государственным, с применением механизма ГЧП (государственно-частное партнерство) — концессионного соглашения. Портовая инфраструктура планируется государственной, одновременно с этим в непосредственной близости от порта предусматривается индустриальный парк, в котором инвесторам будут предоставлены без проведения торгов земельные участки, оборудованные необходимой инфраструктурой для создания собственных производств.

Особо отметим, что речь не идёт о выдавливании с насиженных мест местных компаний. В проекте отдельно прописано сотрудничество с бизнесом. Иными словами, местные предприниматели получат современную базу для развития вместо полудикой конкуренции, к которой привыкли дельцы старой формации.

Если всё сложится удачно, то лет через 15 все поморы смогут поблагодарить Онегу за тот толчок к развитию, сила которого копится сейчас. Как-никак, а дополнительная треть к текущему грузообороту всего региона — это существенное подспорье всей экономике нашего Севера.

P.S.

К информации архангельских пассионарных экологов: в проекте предусмотрена отдельная графа, посвящённая сточной системе. На базе комплекса построят отдельные очистные сооружения, которые будут фильтровать не только отходы производства всего порта, но и помогут улучшить качество воды всего города.

Кроме того, само наличие агропромышленного предприятия по соседству красноречиво намекает на требования к благоприятной экологической обстановке всего прилегающего пространства.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле