По сообщениям от жителей Котласа, среди причин, заставляющих закрывать бизнес или переводить его в другие регионы, можно выделить тариф на электроэнергию, который «делает товары, произведённые на территории нашей области, неконкурентоспособными».
— В Архангельской области имеется заметный дефицит электроэнергии, тариф попросту зашкаливает и непосилен для малого бизнеса, вынуждая «деловых людей» уходить в другие регионы, но чаще сворачивать бизнес, вплоть до закрытия. В то же время на Кольском полуострове в Мурманской области имеется значительный переизбыток произведённой электроэнергии благодаря наличию Кольской АЭС, — считает депутат.
Григорий Шилкин напомнил, что предлагаемые пути ликвидации дефицита и снижения стоимости электроэнергии в Архангельской области. Среди них:
- строительство энергомоста между Мурманской и Архангельской областями для перетока излишков электроэнергии от Кольской АЭС;
- введение единого тарифа в Северо-Западном федеральном округе с целью выравнивания конкурентных преимуществ между субъектами федерации и тем самым повышения общей экономической привлекательности Северо-Запада, включая Арктическую зону;
- консолидация региональных сетей с целью решения проблемы ветхости и бесхозности, повышения качества электроснабжения, снижения потерь и, как следствие, уменьшение тарифа.
Для решения на законодательном уровне экономических проблем, в данном случае тарифообразования, от которых напрямую зависит благосостояние жителей региона и успешность регионального бизнеса, требуется компетентность и настойчивость.
Ещё один из путей решения связан с переводом Архангельской области в первую ценовую зону оптового рынка электрической энергии и мощности. Российская Федерация охвачена ФОРЭМ (Федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности). Подавляющее большинство территорий страны отнесены к так называемым ценовым зонам оптового рынка, которых всего две — Европейская часть с Уралом и Сибирь. В ценовых зонах существует конкуренция между поставщиками, и регион закупает электроэнергию у того, кто предложит лучшую оптовую цену.
Но ряд территорий, а их меньшинство, изначально при создании ФОРЭМ был отнесён к неценовым зонам, которых также две. Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется исходя из регулируемых цен и имеет ряд специфических особенностей, к примеру, наличие модели единого закупщика. То есть оптовый рынок в неценовых зонах не работает, и возможности у региона закупать электроэнергию, выбирая предложения разных поставщиков, нет.
Архангельская область, к сожалению, попала в одну из неценовых зон. Отсюда и получение регионом электроэнергии по монопольной цене, а дальше, как следствие, высокий по сравнению с соседними областями тариф на электроэнергию. Взять, к примеру, наших ближайших соседей — Вологодскую область, отнесённую к первой ценовой зоне.
В 2021 году 1 МВТч Архангельская область закупала на оптовом рынке по 1752 рубля, а Вологодская — по 1372 рубля, то есть на 21% дешевле. В среднем по первой ценовой зоне стоимость закупаемой оптом электроэнергии была на 22,6% ниже, чем в Поморье. И это тенденция, а не исключение.
Экспертами был проведён сравнительный анализ стоимости оптовой электроэнергии между двумя областями с 2018 года, и каждый раз в Вологодской области (тем более в первой ценовой зоне) электроэнергия с оптового рынка стоила дешевле на 17-25%.
— Я обратился с письмом в ассоциацию «НП Совет рынка» с просьбой высказать свою позицию по изложенному выше вопросу. Это компетентная авторитетная организация России, созданная правительством РФ и решающая вопросы обеспечения функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка, обеспечения эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков и тому подобное.
В своём ответе председатель ассоциации Максим Быстров признал, что цены на оптовую электроэнергию в Архангельской области выше, чем в территориях, входящих в ценовую зону. В то же время в отношении перевода региона в ценовую зону председатель правления от лица ассоциации высказался осторожно, но при этом отметил, что ассоциация предполагает предпочтительным вариант поэтапного введения в Архангельской области и в других неценовых зонах механизмов свободного ценообразования.
А вот это уже свет в конце тоннеля, — резюмировал Шилкин.