Завтра в Архангельске +15°CСеверодвинске +13°CОнеге +10°CВельске +10°CМирном +15°CШенкурске +15°CЯренске +16°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, суббота, 14.05.2022 11:52

Кино, которое лечит

14.05.2022 10:00
С момента появления первых фильмов мировые психологи заинтересовались, как происходящее на экране влияет на человека и как контактирует с его внутренним миром.

Возникали закономерные вопросы: почему зрители смотрят кино, почему выбирают определённый жанр и может ли кино исцелять?  Так появилась кинотерапия — особое направление арт-терапии, чрезвычайно популярное за рубежом и всё ещё мало изученное у нас в стране.

Работает кинотерапия на эффекте проекции и эффекте узнавания: когда мы смотрим любое кино, то в процессе формируем к происходящему какое-то отношение и испытываем опредёленные эмоции, основанные на нашем жизненном опыте. Пропускаем через него истории героев и сюжетные повороты, соотносим, проводим параллели, ассоциируем, взращиваем.

В групповой кинотерапии между зрителем и фильмом появляется проводник — модератор. Он помогает отследить реакцию от увиденного и поделиться ей с другими, задаёт нужные вопросы, за счёт которых расширяется собственное восприятие и появляются инсайты. Не только того, что произошло в кинокартине, но и того, что изменилось внутри зрителя при просмотре.

Фильмы раскупоривают личные чувства и позволяют пережить их в безопасной обстановке, словно бы даже не за героя, а за себя. Поэтому при просмотре одного и того же материала разные люди испытывают разные эмоции. Но почему мы чаще всего выбираем тот или иной жанр? Включаем то, на что смотреть грустно, страшно или неприятно?

Грустные фильмы обычно помогают сбросить напряжение и проявить эмоции, подавленные в обычной жизни — грусть или гнев. От души погрустить над сценами расставаний, потерь, смертью. Психологи говорят о том, что мы плачем вовсе не над фактом крушения Титаника или смертью хозяина Хатико, а наконец позволяем себе погрустить над нашими жизненными ситуациями, в которых мы когда-то попадали, и не наплакались, не наскрежетали зубами. Позволяем, наконец, себе прожить откупоренное.

Хорроры, триллеры — категория фильмов, которую любить, в общем, странно. Многие зрители избегают таких фильмов, а большинство родителей запрещают смотреть их своим детям. И в чём-то они правы — чаще всего это жутко, противно, жестоко. Влияние хорроров на психику малоизученно. И зрелище пыток, жестокости, рек крови для одного может быть целительным, как бы странно это ни звучало, а для другого обернуться плачевно. Но почему аудитория этой индустрии растёт с каждым годом и что получает от этого?

Во-первых, стимул жить. Триллеры могут дать хороший толчок к переоценке жизненных ценностей. Особенно в тот момент, когда человек находится в подавленном состоянии, они могут дать необходимый будоражащий эффект. В большинстве пугающих фильмов поднимается одна и та же тема: страх смерти. Героев преследуют маньяки или привидения, бензопилы сносят головы, а герои буквально каждую минуту рискуют умереть, чего, безусловно, не хотят. Это ощущение близости смерти передаётся и через экран. Страх смерти обостряет желание жить, заставляет переосмыслить свою реальность и вспомнить, что существуют ещё вещи, за которые нужно держаться.

Таким образом, тяга к жуткому может быть звоночком некоторой жизненного стагнации в жизни и потребности по-другому расставить жизненные приоритеты, за которыми последуют, наконец, радость и удовольствие.

Во-вторых, потребность в сепарации от родителей. Существует отдельный жанр подростковых ужастиков — слэшер, который был особенно популярен в 80-е годы. Наверное, каждый хоть раз видел «Пятница 13», «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой», «Крик». Все эти картины сняты по одному шаблону: есть группа подростков, маньяк, который охотится за ними, и один выживший герой, или, что чаще всего, героиня.

Первых жертв в таких фильмах можно без труда угадать — ими становятся герои, которые ведут себя «плохо»: курят, пьют, занимаются непотребствами. Тихони, зануды и те, кто точно не хотел идти в тёмный подвал, выживают чаще.

Фигура маньяка всегда обособлена от мира, в котором живут подростки. Некоторые психологи сравнивают его с карающей авторитетной родительской фигурой. Ведь в юношеском возрасте главным приоритетом становится отделение от родителей, обретение «своей» компании. Родительские запреты, которые часто мешают этому процессу, воспринимаются как злодейская фигура, которая стремиться «уничтожить всё самое хорошее».

Хоть страшный маньяк карает и уничтожает героев, в конце он оказывается побеждённым сам, а зритель узнаёт его душещипательную историю — оказывается, что злодей и сам много страдал, потому и встал на этот путь. А единственный выживший обретает счастье и свободу.

С этой точки зрения увлечение слэшерами в подростковом возрасте может быть всего лишь способом отреагировать на свой страх и агрессию против родительского контроля и давления.

Фильмы с несчастливым финалом нужны, чтобы помочь напомнить зрителям о той реальности, где мы живём. Они отрезвляют, помогают снять розовые очки и посмотреть в лицо того, что ты боишься. Да, все люди смертны, дети болеют и умирают, все действия имеют последствия. И если сейчас ты не видишь боли и страданий, это не значит, что в мире их не существует. Такие фильмы открывают глаза и помогают найти слабые места зрителя — что именно в нашей реальности ему сложно принять. А самое главное — что можно изменить, чтобы то, что случается на экране, не повторялось?

Фантастические фильмы стали особенно популярны в последние десятилетия. Их успех объясняется естественной потребностью человека познавать новое и неизведанное, искать ответы на вопросы и открывать загадки. Современных киноманов привлекает возможность абстрагироваться от реальности и погрузиться в мир, созданный на экране. Спецэффекты дают ощущение полного погружения и отрыва от реальности, а разнообразие динамичных и зрелищных моментов способно подарить массу разнообразных эмоций. 

Иногда увлечение фантастикой может перейти в нездоровое русло, когда зритель, убегая от проблем настоящего, перебирается в фантастические миры. В выдуманном мире возможно многое, особенно то, чего может так не хватать в реальности — победа добра над несправедливостью, опасные приключения, верные друзья или сильная любовь.

Существует стереотип о том, что смотреть мелодрамы предпочитают исключительно девушки. Отчасти он оправдан — такие фильмы очень эмоциональны, дают возможность пережить вместе с героями их жизненные истории, и вызывают целый спектр чувств от грусти и сострадания до радости и смеха. Сюжеты мелодрам построены на эмоциональных качелях. Герои ссорятся и мирятся, расстаются и сходятся вновь, заставляя зрителя на какое-то время забыть о том, что происходит вне экрана. Такие фильмы помогут в корне поменять настроение или найти решение проблем в собственных взаимоотношениях.

Комедии стали популярны с самого момента их появления. Они наполнены позитивом, способны увлечь и напомнить, что в жизни ещё есть светлые вещи, над которыми можно улыбнуться. После просмотра таких фильмов, что называется, «на одном дыхании», зритель погружается в приятные ощущения и начинает более позитивно смотреть на окружающий мир. Не обязательно с головой окунаться в сюжет, боясь упустить что-то на экране. Действительно, это лёгкий способ расслабиться и разгрузиться после тяжёлых будней.

Когда-то мультфильмы считались исключительно прерогативой детей, но сейчас всё изменилось. Многие взрослые приходят в кинотеатр не для просмотра новой части боевика или триллера, а на новую часть уже знакомого мультфильма, выпуск которой они ждали несколько лет. Это отчасти объясняется тем, что при просмотре таких фильмов зритель опять погружается в детство и беззаботную юность. 

Помимо этого, в мультфильмах через метафоричные образы передаются параллели с реальностью. Дети понимают мультфильм по-своему через эмоции и поступки героев, а взрослые могут увидеть в них нечто большее, чем борьбу добра и зла: конфликты поколений, проблему самовыражения, взгляд на экологические и демографические проблемы. 

Мультфильмы наполнены тем, над чем должны задуматься не только дети, но и взрослые. К тому же это отличный способ понять собственных детей и разобраться что их беспокоит и каким они видят этот мир.

Сериалы и их главная особенность: предсказуемость. Мы точно знаем что герои «Теории большого взрыва» соберутся в гостиной, а Шерлок найдёт убийцу. Они вносят и в жизнь элемент предсказуемости. Постоянные герои, понятный жанр, предсказуемая структура сюжета. Предпочтение к сериалам чаще всего демонстрируют тревожные люди, которым необходимо «заземлиться». Чаще всего они в какой-то степени начинают выстраивать жизнь вокруг сериала, «сбегать» в него. Ещё один некий стабильный элемент нестабильной жизни.

Но есть и, однако, непредсказуемые сериалы, например, те же «Игра престолов» или «Остаться в живых». Наблюдая начало серии, ты не догадываешься, что будет в её середине, а некоторые вещи происходят настолько внезапно, что мурашки бегут по телу. Главные герои здесь могут пасть смертью храбрых прямо посреди сезона, в самый неожиданный момент не предвещающей какой-либо беды серии. Концовка же серии в такого рода сериалах чаще всего направлена на то, чтобы привлечь внимание зрителя и подогреть его интерес к выходу как новой серии, так и целого сезона, что заставляет фанатов рвать волосы на голове и жить догадками того, что же будет (или не будет) дальше.

***

Кроме того, есть в мире кино наджанр — аниме. Не будем забывать цитату классика, но всё же:

Аниме рождено, чтобы делать жизнь людей ярче, вечера уютней, а образ мыслей шире. Пожалуй, каждый анимешник — сверхчеловек в своем роде. Во всяком случае, любитель японской анимации наверняка знает, как выглядят сверхлюди: «Евангелион», «Наруто» и «Аватар. Легенда об Аанге» рождены для того, чтобы давать пример подражания каждому. 

Аниме делает лучше любой первоисточник. Например, есть у вас любимый фильм, просто поищите в Интернете его рисованную версию и узнаете много нового о персонажах, запавших в сердце. Например, простой запрос в Гугле «Властелин колец яой» легко поможет избавиться от большинства комплексов, зажатости и нерешительности. Гарантируем, увиденным захочется поделиться со всеми знакомыми, а после долгие часы наслаждаться их реакцией. 

Если после слова «яой» дописать «фурри», то степень познания этого мира выйдет на новый уровень и все мы станем чуточку нежнее и пушистей, что ли. Если в семье есть кот и хотя бы один из её членов увлечется просмотром поджанра фурри, то на свете не будет питомца любимей. Фурри-терапия отлично подойдет любителям дёрнуть кошку за хвост или оттаскать пушистика за усы. Любые живодёрские наклонности уходят всего за пару часов с фуррятиной. 

***

Не стоит забывать также и о таком виде кино, как порнография. Да, можно говорить о том, что порно унижает и женщин, и мужчин, что оно вызывает сильную зависимость (но что в современном мире способно вызвать не сильную зависимость?), однако многочисленные исследования подтверждают: с развитием Интернета и возможностью смотреть самые разнообразные «фильмы для взрослых» в мире серьёзно сократилось количество насильников, маньяков и убийц на сексуальной почве. 

Поэтому можно смело заявить, что, будь, условно говоря, «в Советском Союзе секс», то никакого Чикатило, ставшего нарицательным персонажем, мы никогда бы не получили. Однако противники «клубнички» до сих пор спорят о том, что современные маньяки и педофилы стали такими не из-за внутренних психических отклонений, а именно из-за просмотра порно.

Смеем развеять этот миф. Как говорят исследователи, порнография и её просмотр не способствует половым преступлениям. Наоборот, именно акт наказания родителей детьми за использование порно может способствовать становлению потенциального насильника, а не само по себе использование порнографии. Распространено мнение, что репрессивное старомодное воспитание (в том числе религиозное) может быть даже более важным фактором в насилии, чем порнография.

При этом всё же стоит уточнить: порно действительно вызывает зависимость. Даже просмотр какого-либо безобидного «классического» порноролика с сюжетом один раз в день (якобы для «разрядки») вполне может поспособствовать тому, что в голове создаются нереалистичные ожидания от секса, и в итоге весь мир искажается и человек тупо теряется (и никакие инстинкты тут не помогут, так как они сильно покалечены), замыкается в себе и найти пару для него становится просто невыполнимой задачей. Что уж говорить о создании ячейки общества...

Однако подобное искажение личности и личной жизни может возникнуть и при просмотрах романтических комедий, и бразильских сериалов, и аниме, и какого-нибудь тнт-шного унылого гоповатого бреда. Но если вы, безусловно, сильная личность, то можете попробовать посмотреть какой-нибудь фильм в стиле 18+ и со своей второй половинкой. И тогда, возможно, ваша интимная жизнь заиграет новыми, яркими красками.

***

Кинотерапия не лечит сама по себе. Гораздо важнее самого фильма, мультфильма или сериала, что посмотрел зритель, являются вопросы, которые он себе задал. Но именно киноискусство способно воздействовать на эмоциональное состояние человека, даёт возможность отвлечься от гнетущих мыслей или, наоборот, погрузиться в собственные переживания и посмотреть на свою жизнь под другим углом, понять, что ты не один в своих проблемах, и что проблемы эти решаемы, как решаются они на голубом экране. 

Берегите себя и смотрите хорошее кино!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле