Завтра в Архангельске0°CСеверодвинске−2°CОнеге−3°CВельске−1°CМирном−1°CШенкурске−1°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 02.02.2024 06:41

У себя украли, у себя...

29.05.2022 13:55
Рецензия на фильм «Пять бутылок водки» от наших культурных смотрителей.

Режиссёр: Светлана Баскова.

В ролях: Александр Маслаев, Денис Васильев, Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Диллон Олойеде, Мария Болтнева.

Премьера: когда-то в 2002-м.

Третьего дня суд Санкт-Петербурга запретил распространение фильма «Зелёный слоник» на территории РФ. Авторы запрета уверены, что данная лента может причинить невероятные нравственные страдания несовершеннолетним, и в какой-то степени с этим нельзя не согласиться. К сожалению или к счастью, очень маленький процент людей после 2004 года рождения знают хотя бы название того, чего им теперь нельзя смотреть…

Судебный запрет нанёс куда больший урон ностальгии тех, кто созревал в начале 10-х. Та самая молодёжь, о которой позаботилось государство, разве что использует старый мем «Да ты поехавший!», не зная первоисточника. Иными словами, этот своевременный запрет пришёлся мимо кассы.

Мы с вами люди взрослые, поэтому стоит лишь пожать плечами, поздравить суд Санкт-Петербурга с подключением и не расстраиваться, ведь полная версия фильма всё ещё доступна на YouTube по второй ссылке сверху.

Тем более глупо было бы думать, что талант режиссёра «Слоника» — Басковой — ограничился только одним фильмом.

На ИА «Эхо СЕВЕРА» уже публиковалась рецензия на «Зелёный Слоник» (ссылку не дадим, ищите сами) и «Корабль двойников» (кино, схожее по уровню трэша). До сегодняшнего дня в этом треугольнике безумия не хватало третьего звена. Исправляемся. Встречайте: пока ещё абсолютно легальный, неповторимый и такой родной — «Пять бутылок водки».

Как писалось выше, режиссёром великой ленты является несравненная Светлана Баскова, «Бутылки водки» выходили через 3 года после «Слоника» и за это время вдохновение и творческий запал не покинул творца. «Пять бутылок водки» сохранил всё лучшее от первого хита и исправил его недостатки.

Актерский состав остался тем же и в похожих амплуа, локация сменилась с подвала твоей хрущевки на целый арендованный бар, в фильме — о, ужас! — появилась камера, объектив которой был способен более-менее чётко снимать лица. Даже сюжет завезли; во всяком случае, его намётки тут точно есть, в отличие от «Слоника».

Итак, действие начинается в самом обычном московском баре, которым владеет культурно выпивающий интеллигент Саныч в исполнении актёра Маслаева (Полковник на белом коне из «ЗС»). У него в подчинении есть два уборщика: умственно неполноценный Мычалкин (немой персонаж, который умеет только мычать и мыть) и чуть менее неполноценный уборщик без имени, которого играет тот самый Пахомов aka Пахом.

Вот вам и первый пример роста персонажа над собой: в «Пяти бутылках» Пахому досталась роль альфы в дуэте уборщиков, теперь он подкалывает Мычалкина, но по-доброму, по-пахомовски.

В самый обычный день персонал ворует из бара те самые пять бутылок водки. Буквально за 20 минут персонажи проходят свою арку от корысти к раскаянию: Мычалкин очень боится, что кражу повесят на него, поэтому под чутким руководством Пахома прячет улики, а сам Пахом спаивает второго уборщика и при этом разбивает несколько бутылок об собственную голову.

Однако дедуктивных способностей Саныча хватает на то, чтобы путём нехитрых вычислений сообразить, кто из троих сотрудников (включая его самого) совершил тяжкий грех, и приступить к экзекуции — до конца фильма уборщики будут мыть все горизонтальные поверхности под бодрые крики хозяина бара: «Мой ты лучше, господи, чему тебя в школе учили? Мой, мой давай. Три, три» (явный оммаж на «чисти-чисти» из «Слоника»).

Параллельно хозяин бара не перестаёт возмущаться: «У себя украли, у себя с****или (украли)! Говно! Говно, не люди! Подонки! Подонки! Все хотят на***ь (обмануть)! Все! Хотят! На***ь (обмануть)! За что? За что?! На***ь (обмануть)! Кого?! Я их кормлю! Говно, подонки, черви! Пять бутылок! Я вам дам деньги, я заплачу, спроси, будь честным!»

Дабы заглушить боль от утраты и обманутых чувств, Саныч сам регулярно прикладывается к горлышкам различных бутылок, периодически извергая содержимое своего желудка наружу, что, впрочем, не сильно мешает ему произносить реплики, полные негодования.

В один из моментов в фильм резко врывается чернокожий стриптизёр Олойеде (в роли самого себя) и говорит Санычу, что устал, что больше не может работать из-за депрессии и голосов в голове. Однако Саныч не без помощи Пахома всё-таки уговаривает танцора вернуться к работе, ведь лучший способ борьбы с депрессией — это танцы, тем более если за них платят «огромные деньги».

Затем Саныч выливает всю накопившуюся ненависить на уборщиков, параллельно рассказывая им о том, как нужно правильно одеваться: «Слушали бы меня, одевались бы как люди, как я! Галстук — итальянский, пиджак — Латинская Америка! Рубашка — Финляндия, ботинки — Япония… вот!»

Как будто этого было мало. Забрать своё пришла «крыша» бара в лице актёра Епифанцева. Этот персонаж как был альфой, гаммой и омегой в этом водевиле, так им и остался. Епифан с порога требует накрыть стол девственницей в счёт уплаты долга, затем требует на следующий день привести девственника, а на третий жаждет собственной смерти. В противном случае он обещает убить хозяина бара.

Испуганный Саныч закатывает глаза, приговаривая тирады про пять бутылок, но делает всё в лучшем виде: перед Епифанцевым появляется юная особа в белом платье, которую бандит тут же пользует на глазах изумлённой общественности. Сцена любви сопровождается еще одной великой цитатой:

«Не обращай внимания, ведь я люблю тебя. Я очень тебя, очень! Я так люблю маленьких, маленьких, красивых, нежных, в платьицах. Ты перед сном молилась, Дездемона? Что, что ты… хочешь что-то сказать, а? Что-что-что? Что-что, я не, я не слышу, не слышу, не слышу. Давай говори… говори, Варя, я слушаю. Давай. Что-что-что? Нет-нет, ты говори. Не, я внимательно, внимательно тебя слушаю. Мы все тебя внимательно слушаем».

Закончив с долгами на сегодня, Епифан уходит, бросая напоследок, что в следующий раз придёт за девственником. Выясняется, что девушка мертва, но это мало печалит Саныча. Параллельно Пахом топит Мычалкина в ведре, а пришедшему Санычу объясняет, что второй уборщик украл-таки те самые пять бутылок водки, из-за чего всё и началось. 

Саныч хвалит Пахома, обещая наградить того премией. Пахом же относит тело девушки к Мычалкину, садит их рядом, поджигает свечи и поёт церковные песни, называя убитых женихом и невестой.

На следующий день гуру алкоголя и эстетских одеяний переодевает в свадебное платье Пахомова, рассказав ему о планах отвести его к участникам ансамбля «Берёзка», после чего ничего не подозревающий уборщик предстаёт перед Епифанцевым в качестве девственника. Бандит опять ведёт разговоры сексуальной тематики, считая Пахома девушкой и удивляясь его бороде, а потом, собственно, насилует под следующий монолог:

«Сейчас я кое-что достану из своих штанов. Ты слышишь меня? Щас кое-что достану из своих штанов, не очень горячее, для горчичника не годится, но несколько несложных физических упражнений… 

Соня, ну что же ты не побрилась?! Баба должна быть БЕЗ бороды!»

После этого хозяин бара запирает уборщика в подвале, оставляя один на один с собственным экзистенциальным кризисом. Почти неприкрытая отсылка на Кафку, не иначе.

На следующий день Епифанцев исполняет песню Юлиана «Разбей на счастье сердце мне» в караоке, затем Саныч душит его шнуром микрофона; «крыша» умирает, после чего звучит другая песня Юлиана «И это всё пройдёт». Довольный собой Саныч напивается алкогольными коктейлями до тошноты, начинает блевать, а затем засыпает от алкоголя за столом.

Собственно, финал.

***

Как и после «Зелёного Слоника», на титрах «Пяти бутылок водки» понимаешь, что жизнь прекрасна, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные годы.

Светлана Баскова подталкивает своего зрителя к непростой мысли о свободе слова: «А точно ли слово раковина произошло от слова раком?», «Нужна ли свобода с такими примерами?» Для почитателей Басковой ответ очевиден — нужна. Для тех, кто дальше «Одноклассников» в Интернет не ходит, вывод обратный — провод из штекера и больше никогда, слышишь, никогда…

В принципе, фильм сам дает ответ на вопрос, что он такое словами Саныча: «Это сказка, это сон, это сон? Это сон. Это сказка-сон».

Сон-сказка чуть ли не превзошла магнум-опус Басковой по народной любви и количеству крылатых фраз. В «Зелёном Слонике» все мемы получались хаотично благодаря импровизации актеров, а в «Пяти бутылках» их творили осознанно, с любовью к делу. В очередной раз напомним, что на момент выхода аудитория у данных творений состояла из трёх с половиной людей, но один из них залил фильмы в Интернет, где они обрели своих фанатов, спустя 7-10 лет. Почему? Потому что энтузиазм и любовь к своему делу не скрыть ни через год, ни через 100 лет.

Когда фильмы Юрия Быкова или, не дай Бог, Михалкова, называют народными, эти люди забывают, что народ у нас очень разный, местами он отбитый на всю голову, но оттого не менее чувствительный и душевный, пусть и с придурью.

Фильмы Басковой можно попробовать изъять из Сети, но никто не запретит русскому человеку взять минус из «Кукушки» Цоя и наложить фразочки Пахома вместо оригинального текста.

В стране, где нет «тумороу», народу просто необходимо максимально наполнять свой «естедей, понимаешь?» А, повторимся, на 100% легальные «Пять бутылок водки» с этой задачей великолепно справляются.

18+

Александр Губкин, Михаил Майстренко

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле