Завтра в Архангельске+22°CСеверодвинске+21°CОнеге+22°CВельске+23°CМирном+22°CШенкурске+23°CЯренске+22°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 25.08.2024 12:25

Шкатулка с морем внутри

12.07.2022 14:30
В нашем новом материале культурный смотритель ИА «Эхо СЕВЕРА» представляет обзор Северного морского музея.

Советский писатель Константин Паустовский высказал как-то мысль: «Наша критика имеет обыкновение всё гипертрофировать — и хорошее и дурное». Слова эти, конечно, относятся к литературному процессу. Но нам показалось актуальным их применение и в адрес нашей темы — музейной жизни Архангельска.

Не секрет, что жизнь эта, по словам другого отечественного классика, похожа на фруктовый кефир. Музеи, имеющие мощный культурный потенциал, простаивают из-за отсутствия материальных средств. В них ничего не меняется, не делаются ремонты, они мало похожи на современные пространства, которые привлекают внутрь не столько даже произведениями искусств и другими экспонатами, сколько атмосферой. Для провинциального города создание таких точечных аккуратных локаций было бы замечательным выходом из ауры тотальной скуки, поглотившей, кажется, всё, что у нас с культурой связано.

И никакого совдепа! Реставрация музейных территорий по последним европейским заветам — гарант того, что пространства будут интриговать горожан, располагать их к посещению чаще. Приевшаяся схема «выставка-покупка билета-проход по залу» сработать уже не может. Музей, как и библиотека, — в первую очередь, пространство, место со своей атмосферой, куда хочется приходить после работы или домашних дел. Не в торговый центр, а в музей. Только для этого музей должен перестать быть только музеем, изменена должна быть сама его функция — вплоть до отношения персонала к посетителям. Наиболее близки к такому перевоплощению в Архангельске только Гостиные дворы и Северный морской музей (для разговора о котором мы и делаем сейчас такую подводку). Наиболее далеки — музей Борисова и музей ИЗО. Музей Писахова, открывшийся чуть более года назад, хотя бы попытался переформатироваться, стать ближе к тому, о чём выше мы говорили как об идеале современного музея, а вот музеи ИЗО и Борисова, увы, даже не пытаются.

Итак, Севмормузей. История этого места легко гуглится — жаль только, что нечасто. Потому что долгое время даже о существовании такого музея горожане толком не знали. Руководству, прежде чем начинать чисто музейную деятельность, пришлось потрудиться над созданием бренда музея. Теперь Севмормузей ассоциируется со многими вещами, которые выходят за рамки непосредственной музейной деятельности. Например, с судоверфью (располагается неподалёку от главного корпуса САФУ, в ангаре бывшей станции техобслуживания), на которой известный путешественник Евгений Шкаруба и его команда строят 20-метровое судно для арктических экспедиций. Или с летней карбасной регатой (карбасы тоже изготавливаются на верфи), которая проходит на Северной Двине.

Кстати, о регате. На минувших выходных прошла Вторая Поморская карбасная регата на кубок Северного морского музея (в роли кубка выступила рында — бронзовый судовой колокол). В состязании приняли участие несколько команд на четырёх карбасах. У карбасов есть свои имена — забытые поморские слова «Итить» (идти), «Упряк» (упряг), «Мотуга» (сила) и «Пёхтырь» (лавировщик). Как отмечает директор морского музея Евгений Тенетов, «в Архангельске — первом морском порте России — очень важно развивать событийный яхтенный, парусный туризм, связанный с историей традиционного судостроения. Это может стать туристическим брендом города».

Работа музея, затрагивающая сферы городской культурной жизни, выходящая из музея наружу, на улицу, — это одна из самых важных оставляющих создания общегородского культурного пространства. Поводы здесь не важны, важен сам факт того, что музей не замыкается в себе, не остаётся только тематической «копилкой» артефактов прошлого.

Но даже если рассматривать Севмормузей как «копилку» (мы уже сравнивали как-то старинный особнячок на набережной с музыкальной шкатулкой, поэтому продолжим метафору), то даже сугубо с точки зрения дизайна здание радует и удивляет. Отреставрировано оно давно, но по сей день выглядит так, будто это сделано вчера. Изнутри оно смотрится как ледник благодаря стеклянным витринам с экспонатами. Белое и голубое поглощает посетителя. Сама атмосфера музейного пространства здесь значит больше, чем ценность экспонатов. Это и привлекает сюда туристов.

Если говорить про экспозицию, стоит отметить, что пополняется она нечасто. Коллекция экспонатов — личное дело музея. Помощи тут ждать неоткуда. Поэтому музею и приходится заниматься всяческим интерактивом, чтобы посетители не заскучали (что было неизбежно, например, для музея Борисова). Одна из самых интересных «вещей», с которой можно столкнуться внутри музея, — виртуальная игра: на стене висит специальный экран, на котором происходит строение корабля, а на полу высвечиваются вопросы, ответив на которые взмахом ноги посетитель сможет либо построить судно, либо быть «казнённым» Петром I за проваленное задание.

Среди экспонатов наиболее интересны старинные гравюры, книги и коллекция заморских трубок для табакокурения. Их ввозили в первый порт России, в Архангельск, при Петре, когда впервые в отечественной истории людям разрешено было курить табак (это даже стало модой, поощрялось, так как способствовало торговле, расширяя спектр дружественных настроений между молодой империей и прогрессивным западом). До Петра за табакокурение выдирали ноздри или вовсе казнили. Коллекция трубок 18 века выглядит как коллекция ракушек, до того причудливыми они кажутся современному человеку.

А самый ценный с художественной точки зрения экспонат Севмормузея — два камня, расписанные Степаном Писаховым. Поморский сказочник, будучи также художником и экспедитором, расписал около 50 таких камней, но известны судьбы лишь двух из них — тех, что хранятся под выставочным стеклом.

Севмормузей отвечает запросам туристов и горожан, не отстаёт от европейских трендов, положительно отличается дизайном на фоне остальных музейных пространств Архангельска. Главный его плюс — «внедрение» в городскую жизнь; музейная деятельность не остаётся в рамках отведённого здания, а выплёскивается наружу во время проведения городских фестивалей.

Вопрос о том, насколько это культурно самоценно, — не совсем закрыт, однако это позволяет большому проценту архангелогородцев проживать свою жизнь интереснее, радостнее, не разделяя себя и город. Но и в полный восторг от факта существования музея впадать не вполне получается: всё-таки это очень малый островок культуры в дикорастущей городской среде, это преимущественно «место для своих», место под определённую постоянную аудиторию. В будни ажиотажа музей не вызывает, о себе громко не заявляет. Минус это или нечто нейтральное, обычное, — решать публике.

За понятный «месседж», умение создавать бренды и вливаться в общегородскую жизнь ставим Севмормузею 4 с большим плюсом из пяти.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле