Режиссер: Дмитрий Тюрин
В ролях: Михаил Грубов, Сергей Лавыгин, Роман Курцын, Никита Остриков, Алексей Гуськов
Премьера: 20 февраля 2014 года
После окончания первой и второй чеченской, фильмов об этих войнах вышло не так, чтобы очень много. Еще меньше снимали о тех, кто вернулся. Традиционно данные конфликты принято считать тяжелейшим периодом в жизни государства российского и тех, кого они непосредственно затронули.
Повернутый на Чечне, иноагент Невзоров снимал о боях, Балабанов — больше думал о судьбах Родины: его «Брат», скорее, использует полученные навыки с пользой, не особо вдаваясь в рефлексию. «Война» и «Кавказский пленник» — тоже больше о том, как было на войне, а не о том, как жить после.
После Вьетнама добрая половина американских фильмов еще 30 лет начиналась с того, как герой возвращается с войны. Их нации повезло больше: они приняли трагедию на фронтах и в обществе гораздо спокойней всего постсоветского пространства.
Ветераны Афгана и Чечни как-то слишком легко растворились в социуме и нашим людям до сих пор, как и после Первой мировой, приходится рассказывать, что такое посттравматическое стрессовое расстройство.
Фильм «Жажда» 2014 года именно об этом. Кино задает только контекст: есть 4 друга, вернувшиеся из Чечни. У всех жизнь сложилась по-разному. Двое открыли свое дело, но поругались из-за денег, третий — главный герой Константин с изуродованным взрывом лицом — зарабатывает ремонтом квартир. Четвертый друг Серега пропал. Движение сюжета как раз начинается с того, что ребята, не сговариваясь, решают «Надо искать Серегу».
По ходу повествования мы узнаем, что тот, кто лучше всех проявил себя в Грозном, хуже всех перенес мирную жизнь. Серега проиграл квартиру, залез в долги и оказался на улице, где и остался навсегда. На самом же деле, все четверо так и остались в столице Чеченской республики.
История Кости, которая рассказана в фильме, как воспоминания главного героя — это рассказ о том, как жестокий мир методично травмирует психику одаренного и чувствительного подростка.
Первый шрам на сердце Костя получает, когда из семьи уходит отец, а на его место приходит военный, пытающийся сделать из подростка «настоящего мужика». Константин, кстати, всегда мечтал стать художником, но с самого детства каждый первый долбил его фразой «ты же будущий солдат, солдаты не боятся». Собственно, они были правы.
Последняя попытка свернуть с пути «мужика» у Кости была в техникуме. Только ректор разглядел в нем творческую натуру, всячески поощряя его стремления к рисованию. Потом 18 лет, армия, война, горящий БТР, спасение и огромные шрамы на всю оставшуюся жизнь вместе с ощущением нереальности всего происходящего на гражданке.
После войны Костя глушил это чувство водкой в старенькой квартире на окраине Москвы. Он совершенно отгородился от людей, семьи и соседей. Ото всех, кроме боевых товарищей.
Главный вопрос всей ленты: «А можно ли вообще вернуться с войны?» Сценаристы «Жажды» уверены, что можно. Фильм показывает зрителю, что любое отчуждение можно преодолеть, а мир, на самом деле, не столь жесток и бесчеловечен, как может показаться вначале.
По мнению авторов, вернуться можно через прощение, смирение, ну или просто почувствовать себя кому-то нужным. Проблема в том, что такая роскошь доступна далеко не всем во вселенной фильма. В «Жажде» мир только забирает, а зарабатывать свое душевное спокойствие нужно с огромным трудом.
Поначалу режиссер то и дело дает камеру в руки главному герою и ведет съемку от первого лица, при этом, показывая Костю только со спины. С каждой минутой изуродованное лицо протагониста показывается всё чаще, а под конец камера вообще забывает, что когда-то была в руках Константина.
По большому счету, актеру главной роли Михаилу Грубову не нужно особенно стараться, играя бревно без эмоций. Таким его герой и должен быть. А вот актеры, играющие друзей, знакомые нам по таким «шедеврам», как «Горько» и «Не идеальный мужчина», тут становятся похожи на людей и показывают, что способны и на драматические роли, причем, кажется, такая работа гораздо сильнее им подходит.
Если же вы хотите увидеть очередную нерассказанную правду про Чечню, то это кино не для вас. Войны тут буквально пара минут и создатели вообще могли бы вырезать эти флэшбэки. Мы бы всё и так поняли.
Эту историю стоит посмотреть, чтобы напомнить себе, к чему готовиться. Скоро всем захочется пить.
18+
Александр Губкин