В областной столице установили третью, последнюю (слава Богу!) скульптуру проекта «Кудесники — хранители Севера». В этот раз это типа девочка, якобы хранительница каргопольской глиняной свистюльки. Она сидит на парапете рядом с Гостиными дворами.
Скульптор кудесников — некая Ольга Сагаконь из Санкт-Петербурга. Почему не нашлось ваятелей у нас — риторический вопрос. Задача, видимо, состояла в освоении большего количества денег. В Архангельске ведь не утаишь прайс, а Питер — иное дело: и подороже, и… Все понимают, о чём речь. Тем более что скульптор малоизвестная.
Серия состоит из трёх бронзовых фигурок высотой 40 см, все персонажи внешне похожи на детей, каждый — с небольшими крыльями ангела за спиной. Все три кудесника — это подарок полуякутской компании, добывающей у нас алмазы. За 2021 год они вытащили из нашей тайги больше 700 килограммов драгкамней и вот отблагодарили по случаю какой-то там годовщины.
Дарёным коням, как известно, в попу не смотрят.
От знания, что эти фигурки подарили именно алмазные короли, вы никак не отделаетесь. Табличка с именем автора не самой умной идеи (известного в узких кругах рекламщика Дэна) и заказчика бросается в глаза чуть ли не сильнее самой скульптуры. Более того, алмазники выгравировали своё название ещё и на ботинках девочки. Благодарим, что на лбу весь совет директоров не увековечили!
Скромность и чувство меры — это явно то, что даётся один раз при рождении и с годами не прививается. Это вам не Рембрандт, ставивший аккуратный маленький автограф внизу шедевров. — это гигант индустрии, и потому нужно на видном месте и два раза. Этот народ с первого раза не поймёт.
Подарить городу пару-тройку кило бронзы и оплатить услуги скульптора — суперзаслуга, ей надо гордиться на каждом шагу, да-да.
Кстати о скульпторе: судя по информации из Интернета, Ольга Сагаконь по профилю является анималистом (зверушек ваяет), но заказчик поручил ей слепить человеческих детей. Дело вкуса, но некоторые лица кудесников напоминают что-то среднее между куклой Чаки и нововоронежской Алёнкой. Кудеснице очень пошли бы клыки монстров из фильма «Зубастики». В детских сказках такие скульптуры по ночам обычно оживают и жрут голубей.
При этом у Сагаконь за плечами долгий и успешный путь скульптора-анималиста. Неужели Архангельску нужны именно страшноватые детишки, а не великолепная гротескная жаба производства той же девушки? Ведь именно на болоте жабам самое место. Поморы бы точно не обиделись, а городская среда обогатилась бы долей самоиронии.

Кроме того, у Сагаконь есть серия брутальных скульптур. Например, кабан с отсылкой на кельтскую культуру мог бы отлично смотреться напротив танка у центра «Патриот». Юные берсерки выходили бы к нему, становились в круг и возносили хвалы Вотану, приносили жертвы, а уже потом, преисполнившись благодатью, шли маршировать.

Есть у данной скульпторши и довольно милая испуганная гончая, которую неплохо было бы приварить подмышку к главному Ленину Архангельска. Вождь указывает на светлое будущее, а собачка испуганно смотрит на хозяина — великолепно.

Человеческие же лица у Ольги получаются достойными независимых выставок, но в городском пространстве эти младшие демоны могут надолго запасть в душу юным горожанам. Хотя русалка — ничего, выглядит одухотворенной. Но сиськи — это конечно трэш. Будто эта русалка роту тонтон-макутов родила и выкормила этой грудью. Сиськи — ууух!

После 24 февраля в голове молодой художницы что-то щелкнуло и, судя по её странице «ВК», к сегодняшнему дню женщина уже готова идти на Зимний. И это правильно. Если удачно штурмануть Эрмитаж, оттуда можно вынести десятки гениальных произведений и раздать их скульпторам-современникам, чтоб учились. А то складывается ощущение, что талантливых ваятелей со всей России тайно согнали на огромный лайнер и затопили где-то в северных морях. Один лишь дедушка Сюхин остался на всё Поморье…
Давайте сбережём Сюхина, чтобы жил и творил долго. А то придут рекламщики Дэны с ваятельницами-сагаконями, а потом страшно будет выйти в город ночью.
P.S.
Раз уж тема с памятниками вновь поднята, предлагаем свои идеи по обновлению Архангельска. Например, Ленина из центра можно перенести на стрелку Мосеева острова — пусть встречает корабли.

Да и вообще все памятники города можно переместить поближе к реке.
