Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−4°CВельске+6°CМирном−1°CШенкурске+4°CЯренске+6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,среда, 17.04.2024 13:16

Заканчивается всё

04.12.2022 14:32
Рецензия на фильм «Фатерлянд» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Кристофер Менол

В ролях: Рутгер Хауэр, Миранда Ричардсон, Питер Вон, Майкл Кичен, Джин Марш, Джон Вудвайн, Джон Шрэпнел, Клайв Расселл.

Премьера 26 ноября 10\994

Со второй половины ХХ века был снят не один десяток фильмов, так или иначе осуждающих германский нацизм во всех его проявлениях. Истории рассказывались, как от лица функционеров самой системы, так и от лица её жертв. Объединяет все эти картины факт того, что и герои, и зритель в курсе, что такое нацизм, как он решал расовые вопросы, какими методами воевал и вел себя на оккупированных землях.

А лента «Фатерлянд» 1994 года выпуска предлагает аудитории поставить мысленный эксперимент и перенестись в выдуманную вселенную, где Гитлер взял Москву, Лондон, Париж, выиграл под Сталинградом и Эль-Аламейном. То есть, попытаться представить, как была бы написана история победителями с той стороны.

Повествование начинается в 1964 году. 20 лет назад закончилась Вторая Мировая полной победой Германии надо всеми врагами (во всяком случае, пропаганда этого режима говорит именно так) и вся Западная Европа с ликованием готовится отметить 75-летие Адольфа Гитлера. К этому «светлому» празднику дипломаты Рейха подготовили фюреру особый подарок — союз с США — единственной мощной державой, способной противостоять нацистам.

На деле же всё оказывается не настолько радужно. В первых же сценах нам намекают, что где-то за Уралом идут серьезные боестолкновения с Красной армией. С телеэкранов эти события называют «подавлением советских партизан», но зрителю дают понять, что поражение на восточном фронте грозит развалом Рейха и только союз с США может изменить ситуацию.

Примечательно, что по мнению авторов «Фатерлянда», главные поборники демократии и свобод из Соединенных Штатов довольно быстро смирились с победой Гитлера и никаких десантов не предпринимали. Более того, вот-вот готовы подписать декларацию о дружбе.

Впрочем, дед Алуизыч из фильма приложил немало усилий, чтобы и внутри государства, и снаружи казаться сильным, но справедливым лидером великой, но великодушной страны. Напомним, в мире «Фатерлянд» никакие советские и союзнические войска не освобождали концлагеря, на улицах берлина не висели старики-предатели, отказавшиеся брать в руки оружие, а 12-летние дети из Гитлерюгенд не шли в лобовые атаки на советские танки. Война вообще не ступала на земли Германии и народ легко верит в то, что все евреи, например, действительно были переселены на Восток.

На самом деле, нацизм — он и в Германии будущего нацизм. Все сферы общества, газеты, телевидение, цены в магазинах, чистота крови граждан — всё находится под контролем государства. Уши СС торчат отовсюду, а единственный гарантированный карьерный рост для юноши — силовые структуры Рейха.

В таких реалиях берёт своё начало история о том, как офицер СС и американская журналистка оказываются втянуты в интригу с убийством члена высшего партийного руководства, в результате чего находят доказательства вершившихся Германией военных преступлений.

К сожалению, на интересной концепции плюсы фильма заканчиваются. Это очень американская (со, свойственным таким картинам, звездно-полосатым патриотизмом) и очень скудная на детали антиутопия. Никакого немецкого колорита, кроме свастонов на каждом углу, не посчитали нужным добавить. Даже СС очень похожа на ФБР и не потому, что создатели хотели провести смелую аллюзию, а потому что поленились косплеить настоящую гвардию Гитлера.

Основы мира не прописаны дальше широких мазков. Когда зритель смотрит фильмы про новый миропорядок, ему немедленно становится очень интересно, как себя чувствуют остальные государства и люди там. Например, почему Гитлеру так нужен союз именно с США, ведь, если война закончилась в 1944-м, значит Япония не была повержена и наполовину и должна сейчас держать под контролем весь Китай и Юго-Восточную Азию, а как там фашистская Италия с её африканскими проектами?

Непонятно, почему Гестапо начало зачистку знающих об убийствах евреев именно с верхушки партии, а не с рядовых исполнителей. И куда делись все начальники лагерей, операторы печей, конвоиры и надсмотрщики? Неужели тоже сброшены в тихие речки? Несколько фальшиво выглядит и само убийство: высшие чины тайной полиции средь бела дня выкидывают тело в людном месте, словно не самые умные братки. Если бы Гестапо действительно так работало, ни Гитлер, ни его приспешники и до начала войны бы не дотянули.

Ну и, конечно, по славным традициям голливудского кинематографа, сверхтоталитарный режим с жесткой вертикалью в момент рушится после того, как третья страна получает в руки компромат о холокосте. Кино говорит, что вся проблема фашизмов в том, что население не знает/не хочет принимать правду. Так-то оно может и так, но авторы почему-то забывают, что у тоталитарного режима Гитлера были и сторонники на оккупированных территориях, и исполнители его приказов, и те, кому даже после войны было важнее набить свой кошелек, чем проголосовать. Как быть с этими категориями граждан, на чьих плечах и держалась вся власть Рейха?

При всём этом, нельзя не отдать должного: во время просмотра действительно можно поверить, будто выдуманный мир победившего нацизма существует. Авторы часто делают акцент на построенном-таки Зале Народа (амбициозный проект Гитлера по строительству гигантского здания взамен Рейхстага), на факельных шествиях и общих планах перестроенного Берлина.

Нацизм с его серой формой, агрессивной символикой и жуткими речами фюрера вообще крайне непривычно смотрится в мирной обстановке, но у создателей получилось сделать свастику будничной, а актеров заставить не обращать на неё внимание, словно это реклама стирального порошка, а не огромные мотыгообразные кресты по всему Берлину.

При всей своей наивности и простоте «Фатерлянд» до сих пор выглядит довольно оригинальным полотном, поскольку серьезных вещей про победивший нацизм выходит крайне мало. Да, каждая первая подростковая антиутопия вдохновляется гитлеровскими практиками, но месседж без аллюзий всегда доходит лучше.

Иными словами, садясь смотреть «Фатерлянд» будьте готовы к пошловатому зрелищу в интересных декорациях и неутешительным выводам для самого себя после титров.

18+

Александр Губкин

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле