Завтра в Архангельске−12°CСеверодвинске−11°CОнеге−11°CВельске−13°CМирном−15°CШенкурске−14°CЯренске−15°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,пятница, 09.02.2024 23:27

Провинция оживает

13.12.2022 13:00
9 декабря первый архангельский независимый книжный «Все свои» открылся официально. С шампанским, телевидением и культурно-деловой элитой города.

Пока местные графоманы и музейные объединения загибаются в безысходной по-чеховски провинциальности, в Архангельск неожиданно стали заявляться культурные персоны из столиц. Происходит это благодаря стараниям энтузиастов, у которых явно накипело от безрадостной в интеллектуальном плане поморской жизни. Речь идёт о владельцах книжного магазина (лучше сказать — пространства) «Все свои».

Нынче к нам в город заглянул мистер Михаил Иванов — видный представитель питерской интеллигенции. Он провёл лекцию на тему «Книжный магазин как сообщество», прояснив целую философию функционирования независимых книжных лавок.

«У вас потрясающий город. Я вернусь сюда летом», — с этих тёплых слов Михаил Иванов начал свой рассказ. Далее питерский гость отметил, что сообщество, особая аудитория вокруг архангельского книжного уже собралась, хотя со дня неофициального его открытия прошло всего три недели.

— Сам магазин «Подписные издания» существует в Ленинграде с 1926 года. Он долго кочевал по разным проспектам, и в 1958 году наконец обосновался на Литейном проспекте, в доме 57.

Почему мы названы именно так? «Подписные издания» — потому что раньше многие книги доставляли по подписке. Книжные продавцы тогда были богами. А на книжном рынке до недавних пор хамство было главной скрепой, потому что раньше, в Союзе, все были обязаны продавцам — для того, чтобы как-либо в принципе купить книгу при дефиците. Наша последняя книга по подписке была продана два года назад, мы выпускали энциклопедию. Её выписывали 250 человек — наверное, какие-то академики.

В книжный магазин я попадал долго. Учился, потом работал в сетевом книжном «Буквоед», а потом оказалось, что у меня есть бабушка, Галина Антоновна, которая с 79 года была директором магазина «Подписные издания» на Литейном. Но я тогда был в «Буквоеде». И я подумал: зачем мне работать на его директора? Надо что-то открывать своё! Изначально не было мысли развивать семейное дело, хотелось делать собственный магазин, — рассказывает Михаил.

По словам лектора, на зарплату в «Буквоеде» нельзя было даже снять квартиру, поэтому пришлось просить денег у родных. Но те уговорили его заняться семейным магазином в новом помещении. Пришлось делать ремонт и пересматривать отношение к культуре развития книжной торговли как таковой. 

В вопросах сервиса и интерьера ориентироваться молодой директор стал на рестораны, потому что, по его словам, в России образцами в организации пространства и логистики являются заведения общепита. В 2015 году, когда Михаил открывал свой книжный, он был единственным человеком в России, кто обращался к профессионалам, занимающимся оформлением ресторанов, для создания дизайна и интерьера книжного магазина. Оригинальный подход привёл к успеху.

Однако у начинающего бизнесмена возникли проблемы с товаром — непосредственно с книгами. Михаил с улыбкой признаётся: «Если сравнить мой магазин и магазин „Все свои“ по ассортименту, то вы нас на первом этапе уделали».

Далее разговор начал переходить из плоскости бизнеса и организационных моментов к самой идее о том, что такое книжный магазин. И это наиболее интересная часть беседы с гостем.

— Тот подход, который я впитал во время работы в сетевых книжных, — это не про книги. Сетевой бизнес — это просто не книжный магазин… Невозможно сделать сервис и интерьер в книжном магазине, если у тебя нет «неочевидных, редких» книг. И невозможно сделать хороший книжный магазин, если у тебя работают хамы. 

Главная задача книжного — он должен вас заставлять оставаться в нём на долгое время. Нет ничего грустнее пустого книжного магазина. Любой ценой важно, чтобы в нём были люди. Будут они покупать что-то, не будут, занимают место или не занимают, много их или мало — это неважно. Важно, чтобы внутри всегда была жизнь. Не у продавцов, а именно у посетителей.

У нас никогда не было желания кому-то что-то втюхивать. Нам нужно уметь искренне хотеть помочь человеку. Не книжку выбрать, а просто помочь. Потому что лучшей терапии, чем посещение книжного магазина, сейчас просто нет. По крайней мере, в Петербурге. Ты идёшь по Литейному — а это такой хмурый проспект, напротив нашего магазина — больница, там стоит 40 скорых, они целый день куда-то ездят, а ты на это смотришь… Начинаешь философски относиться к жизни, к её быстротечности. Но ты заходишь в книжный, в это тепло, а там тебя встречают продавцы, здороваются, искренне хотят тебе помочь, сделать твоё настроение хорошим. У них вообще нет задачи что-то тебе продавать. И потом о том, что у тебя хорошее настроение, ты будешь рассказывать другим, а о том, что ты просто купил книгу — не будешь.

В нашем магазине установлено равенство: каждый посетитель чувствует себя и немножко продавцом, и немножко гостем, и немножко владельцем самого книжного. Главное для нас — относиться по-человечески к другим, а не бизнес. И нам еженедельно приносят пироги, цветы, пиво… Очень здорово чувствовать такую отдачу.

А если у нас с продавцом не получается вместе и искренне помогать людям, то я его увольняю.

Интересно было послушать, как формируется список ассортимента независимых книжных. Это всегда чисто субъективный эстетический выбор владельца. Однако у директора «Подписных изданий» на этот счёт есть особое предписание:

— У нас запрещён этот самый «книжный снобизм», которым страдает очень много книжных магазинов. Если в нашем магазине кто-то спросит, например, детективы Марининой или Донцовой, то у нас есть специальная фраза: «Ой, вы знаете, у нас они кончились. Попробуйте вот это?» — и ты предлагаешь более интеллектуальный детектив. Если человек через месяц возвращается и говорит, есть ли ещё что-нибудь похожее, то он уже в ловушке. А дальше уже почему-то начинает на Фуко тянуть, можно и Хайдеггером побаловаться…

Иногда «Подписные издания» принимают купленную книгу назад — в случаях, когда у покупателя дома уже оказались такие же, а он про это забыл. Или если книга очень не понравилась. Это звучит даже немного дико для архангелогородца, но в Питере такие ситуации — кажется, обычное дело.

Книжный Михаила Иванова проводит благотворительные аукционы. Однажды его команде удалось продать автограф Бродского больше чем за миллион. Ребята также выставляли на торги часть огромной библиотеки Леонида Парфёнова, цена которой достигла 500 тысяч.

Лектор из культурной столицы подчеркнул, что, поездив по России, он вынужден признать: в Архангельске независимый книжный — один из лучших.

Алексей Черников

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле