Завтра в Архангельске−25°CСеверодвинске−25°CОнеге−24°CВельске−23°CМирном−25°CШенкурске−25°CЯренске−22°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,вторник, 13.02.2024 14:57

Кто хороший мальчик?

24.12.2022 20:00
Рецензия на фильм «Пиноккио Гильермо дель Торо» от нашего культурного смотрнителя.

Режиссеры: Гильермо дель Торо, Марк Густафсон

В ролях: Юэн Макгрегор, Дэвид Брэдли, Грегори Манн, Берн Горман, Рон Перлман

Очередной не самый простой год заканчивается. Людям хочется отдохнуть от новостных лент и темным вечером посмотреть что-то доброе, семейное и знакомое с детства. В сетке совсем не заблокированного «Netflix» вы обязательно наткнетесь на задорный логотип со сверчком «Пиноккио Гильермо дель Торо». Казалось бы, отличная детская сказка — самое то под Новый год.

Но пока вы не оторвали свое чадо от телефона, нужно предупредить: несмотря на рейтинг 6+, этот фильм подходит далеко не всем дошколятам. Даже взрослым зрителям новое творение дель Торо покажется местами страшноватым и после финальных титров оставит далеко не самое благостное праздничное настроение.

На экране вас ждут фашисты, война, смерти и прогрессирующее безумие старика Джепетто, потерявшего сына.

Но перед тем, как начать обсуждать новый мультфильм от дель Торо, нужно напомнить, что в этом году вышла еще одна экранизация знаменитой сказки — ремейк от «Диснея» их же мультфильма за авторством Роберта Земекиса с Томом Хэнксом в главной роли. Пересьемка классического мультика с живыми актерами — это очередной представитель мышиного конвейера. «Пиноккио» получился абсолютно бездушный, вылизанный, не наполненный глубокими мыслями.

Поражает, насколько бездарно современный «Дисней» расходует потенциал именитых режиссеров, знаменитых актеров и миллионные бюджеты.

И, пока Микки Маус продолжает паразитировать на своих шедеврах прошлого века, Гильермо дель Торо выпускает по-настоящему актуальный ремейк, как будто давая пощечину черно белой мыши. Похоже, что название «Пиноккио Гильермо дель Торо» выбрано неслучайно. Режиссер как будто знал, какой из двух фильмов о деревянном мальчике останется в памяти зрителя надолго и сделал всё, чтобы его кино не путали с проходняком от «Дисней».

Простое сравнение: в диснеевской картине лишь мельком показано, что Джепетто когда-то имел настоящего сына, но давно смирился и вырезает деревянную куклу будто бы от нечего делать.

У дель Торо же мы проводим добрых 10 минут с Джепетто и Карло (выходит, итальянский столяр — это папа Карло. Благодарим за отсылку), видим, как отец учит сына ремеслу, как читает ему сказку на ночь, видим, как они оба скучают по матери, напевая её любимую песню. Кроме того, смерть мальчика показана во всех деталях и создатели специально делают акцент на том, насколько страшно и бессмысленно погиб Карло.

Вообще-то делать куклу точь-в-точь похожую на своего сына — это довольно страшное занятие. «Дисней» этот факт полностью игнорирует, а дель Торо наоборот — максимально сгущает краски. Его Джепетто ни на минуту не смирился со смертью любимого ребенка, каждый день он приходит под дерево, посаженное в память о Карло, в слезах разговаривает с ним и, как, наверное, любой отец на его месте, сильно пьет.

Однажды старик напивается особенно сильно и в сердцах рубит памятное дерево, пилит его на пни и сильными неаккуратными движениями начинает строгать себе нового мальчика. Пиноккио получается грубоватым и неказистым. Только наутро проспавшийся отец осознает, что он натворил, но уже поздно — Пиноккио ожил.

Эта сцена по-настоящему пугает. Джепетто будто создает Франкенштейна, его лицо искажено гримасой страха, злости и безумия. Если бы не Сверчок, то этот момент вполне походил бы на хоррор, а не на мультик с ограничением 6+.

После того, как фея, списанная с богини Иштар оживляет Пиноккио, мы ждем, когда ему наконец подарят учебники и отправят в школу. Так оно и случится, только не стоит забывать, что мы находимся в мультике от Гильермо дель Торо. Естественно, действие происходит в Италии конца 30-х, в тихий городок заявляются последователи Муссолини и деревянного мальчика забирают не куда-нибудь, а в лагерь подготовки молодых фашистов.

Напомним, в оригинальной сказке Пиноккио станет настоящим человеком именно, когда станет примерным ребенком в школе. А как быть, если школа готовит тебя убивать и умирать во имя диктатора? По идее, Пиноккио должен стать просто послушным, но у дель Торо он становится осознанным.

Юного зрителя учат: слушаться родителя и подчиняться фашистской системе — это не одно и тоже, даже, если общество говорит, что быть солдатом правильно. Вообще, весь мультик — это одна большая аллюзия на диктатуру. Пиноккио лишь напоминает марионетку, а все эти люди в черной форме являются марионетками по своей сути.

Однако, дель Торо заставит зрителя не только подучить историю предвоенной Италии, но и подготовит вас к непростому разговору с детьми о смерти, которая непременно настигнет всех. Мало того, что Пиноккио сам попадает в мир мертвых, где узнает, что сам бессмертен, но и хоронит всех, кого когда-либо знал.

Да, здесь не будет счастливого конца и юный зритель в полной мере узнает, что такое боль утраты близких.

Минусов у фильма немного, но они есть. Например, главная «фишка» Пиноккио — нос растущий из-за лжи — почти никак не влияет на сюжет. Деревяшка лишь пару раз врет неосознанно и один раз специально, чтобы спастись. Все обманы слишком легко сходят мальчику с рук и тут месседж не совсем ясен. Выходит, что врать — вполне нормально, а иногда необходимо?

Вторая придирка — музыкальные номера. «Пиноккио Гильермо дель Торо» во всем лучше диснеевской версии, кроме песен. Ни одна из композиций не западает в голову, не раскрывает дополнительных подробностей о героях.

В-третьих, Пиноккио как-то слишком быстро побеждает своего внутреннего фашиста. В лагере подготовки он как-то очень легко понимает, что эта политическая позиция ему не близка и не менее легко возвращает на правильную сторону своего товарища.

Несмотря на написанное выше, «Пиноккио Гильермо дель Торо» — это великолепный кукольный мультик о кукле. Картина доступным языком поговорит с ребенком о религии, праздности, послушании, лжи, долге и других важных темах, а яркие, пусть и иногда пугающие образы помогут закрепить услышанное.

6+

Александр Губкин.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле