…к народной поморской рыбной гастрономии. Случилось это после съедения селёдки под шубой за новогодним столом.
— Знаете, что такое «мочок»? — спросил как-то намедни друзей Цыбульский и, не дожидаясь ответа, рассказал про «мочок» так, что в каждой поморской и лешуконской деревне слюнки потекли от его рецепта.
— Итак, «мочок» понравится любителям рыбных блюд. Рыбу нужно почистить и зажарить с луком и специями, добавив воду. Обмакивая хлебный мякиш в образовавшуюся жидкость, получаем тот самый «мочок», — заверил губернатор.
Оказывается, некий известный повар Андрей Аникиев (не путать с Вадиком из ОПС «Шаманинские») придумал новое блюдо, взяв за основу технологию приготовления рыбы по этому рецепту, добавил брокколи, печёный сельдерей и икру ряпушки.
По словам губернатора, который в курсе изысканий повара Аникиева, — тот сейчас путешествует по Архангельской области и изучает традиции северной кухни. В планах — сделать целый сборник рецептов.
— Идея отличная! А «мочок» попробуйте, очень советую, — резюмировал губернатор.
На самом деле, в лешуконской высокой кухне (она преобладает в деревнях Олема, Кеба, Усть-Чулоса и прочих медвежьих углах), это блюдо называется «помакуха». А процесс поедания «помакухи» называется мАчить. Есть даже лешуконский фольклор на эту тему: «мАчи, мАчи, но рыбу не волочи». Данная пословица как нельзя лучше характеризует характер и нравы местных жителей: они экономны и бережливы. А как иначе прожить на Севере?
Оставшаяся от поедания хлеба методом мАчения рыба, вполне может быть использована повторно. Иные семьи на безрыбье несколько дней могут поедать «помакуху». Сядут, бывает, в олемской избе граждане-лешуконы: света нет, тепла нет, телевизор не работает, по улице забродские волки шастают… Что делать? А давай «помакуху» пожрём! Давай пожрём. Пожрём, поспим, опять пожрём. Так и проходят дни, недели, месяцы. А потом лето — пора за рыбой.
Размерена жизнь в северной деревне, как у бедуинов в пустыне.
Ещё есть мнения, что коренные жители Лешуконии — они поморские евреи: прижимистые, обходительные и предприимчивые. Вот и помакуха, или как её называет губернатор мочок — блюдо, по сути, кашерное. Никакого смешения несовместимого: рыба, овощи, травка, хлеб.
А ещё в Южной Индии, где живут настоящие арии, есть мнение, что их далекие предки отсюда. В том смысле, что с севера Архангельской области. Жители штата Керала как-то рассказывали автору этих строк про древних ариев, которые йогу и аюрведу всяческую изобрели, про своих предков с далекого Севера. Рассказывая, они чётко ткнули пальцем в глобус и аккурат в то место, где сейчас находится Лешуконский район — то есть, в северо-восточный угол Архангельской области.
Даже в языке штата Керала и в лешуконском диалекте остались общие слова с тех доледниковых времён: например, лешуконское «ведать» (в смысле знать) и керальское веда (знание).
Есть общее и в узорах, и в танцах. И даже мотив главной лешуконской песни «Оставалася лебёдушка» в чём-то напоминает керальский мотив Сопана Сангитхам.
К чему это? А к тому, что главным блюдом штата Керала является как раз фиш карри. И кушается оно с гарлик наан. То есть, хлебной лепешкой. И тоже поедается всё это методом «мочка». Тем самым методом, на который мудро указал губернатор и который издавна ведают знатоки высокой кухни в деревнях Лешуконского района.
Как много между Кералой и Лешуконией общего. И это ж-ж-ж (как справедливо заметил Винни-Пух) неспроста.
В общем, приезжайте к нам на Север, мы вам «мочком» угостим.