Режиссер: Гай Ричи.
В главных ролях: Джейсон Стэйтем, Обри Плаза, Джош Хартнетт, Кэри Элвес, Багзи Мэлоун, Хью Грант, Эдди Марсан, Тим Сейфи.
Премьера: 3 января 2023.
Гая Ричи почему-то до сих пор постоянно сравнивают именно с Квентином Тарантино. Да, может быть, «Карты, деньги, два ствола» чем-то вдохновлялись у «Бешеных псов», но после два режиссера пошли по разным дорогам.
И, если у Тарантино принято считать каждый фильм шедевром и сравнивать только с предыдущими его работами, то к Ричи зритель относится попроще, да и сам творец не претендует на лавры гения современности.
До «Рок-н-рольщика» в адрес Гая Ричи практически не было критики («Унесенные» — не в счет). А вот после фильма о британской рок-музыке и лондонской недвижимости британца понесло в коммерцию и если первый «Шерлок Холмс» еще смотрится, как в большей степени кино от Гая Ричи, то в его сиквеле явно прослеживается усилившееся влияние студии.
За период черной полосы в творчестве, Ричи растерял существенную часть аудитории. Люди просто устали фильм за фильмом ждать возвращение легенды, а получать «Меч короля Артура» или, прости, Господи, «Алладина».
Всё изменил непререкаемый шедевр — «Джентльмены». Проехавшись на второй волне обожания… Ричи взялся за фильмы с Джейсоном Стэйтемом. Уже второй фильм подряд один легендарный британец снимает второго легендарного британца, с которым когда-то начинал карьеру.
«Операция Фортуна: искусство побеждать» — это уже второй фильм подряд (после «Джентльменов») со Стейтемом на обложке и в главной роли. И уже второй раз после финальных титров остается чувство неудовлетворенности.
Идя на фильм от Гая Ричи ты не преследуешь цель убить лишние 2 часа, на это имя идут специально ради особого зрелища, но что «Гнев человеческий», что «Операция Фортуна» — всего лишь добротные экшны с постаревшим Стейтемом, но не более.
Самое обидное, что сценарий к «Фортуне» писали люди, ответственные за «Джентльменов». В новом фильме все точно так же одеты с иголочки, куча отдельных историй переплетаются воедино, но раскрытию каждой из них уделено минимум времени и, если невнимательно следить за диалогами, то вскоре можно запутаться в происходящем.
Более-менее нам раскроют только персонажа Стейтема. Его герой — брутальная пародия на Бонда: спецагент с аристократическими замашками и мозгом спецназовца. Смотреть на взаимодействие Стейтема и Багзи Мэлоуна тоже интересно, но остальной набор персонажей из нового фильма не идет ни в какое сравнение с полюбившимся джентльменами (особенно женские персонажи).
При этом авторы ни за что не дадут забыть, что на экране фильм именно от Гая Ричи. Фирменный монтаж с перескакиванием из одного края съемочной площадки в другой, динамичные проходки и представление персонажей в виде коротких скетчей — всё на месте. Открывающая сцена с мерным стуком каблуков по паркету, например, сразу дает понять, кто снял этот фильм.
Ричи никогда не брезговал клише, но в «Операции Фортуна», похоже, забыл их иронично обыграть. Его новый фильм нахватал по кусочку из сотен других шпионских боевиков, но ни игра актеров, ни сюжетные ходы никак не высмеивают происходящее, а без улыбки кино смотрится, как набор штампов, хоть мы и понимаем, что вставлены они нарочно.
Хорошие фильмы Гая Ричи всегда стояли на трех китах: юмор, колоритные персонажи и экшн-сцены. С персонажами всё понятно: он тут один и имя ему Джейсон Стейтем, юмор есть, но уж больно натянутый (за весь фильм на улыбку пробило разве что после пары шуток), а вот экшн на месте, но и к нему хотелось бы придраться.
Если сегодня в аннотации к любому фильму вставить фразу «постановкой трюков занималась команда „Джона Уика“», то это будет знаком качества, но для Гая Ричи привлечение этих ребят стало не самым лучшим решением.
Да, постановщики «Джона Уика» действительно умеют заставить актеров четко выполнять эквилибристику с оружием, делать это динамично и бодро. Однако в 2023-м это уже не смотрится так же забористо, как 8 лет назад. За это время «хореографов» расхватали во всевозможные боевики и теперь львиная доля звезд Голливуда двигается, как Джон Уик. Даже в оригинальной франшизе скоро уже четвертый фильм выходит.
Широкоплечему громиле Стейтему больше подошло бы что-то более улично-британское, типа пары кастетов на руки и жестких боксерских приемов в арсенал, а стрельбу в упор через болевой лучше оставить долговязому Киану Ривзу.
До 2020 года существовало мнение, что Гай Ричи устал от фильмов в стиле Гая Ричи, но в сотый раз помянутые «Джентльмены» доказали, что это не так. Почему любимец уличных пацанов решил заняться возрождением Карьеры Джейсона Стейтема — загадка, но пока получается не слишком хорошо.
В конце этого года нас ждет еще один фильм от того же режиссера про войну американцев в Афганистане, а после про Вторую мировую. Эти сеттинги Ричи еще не трогал и, возможно, зрителей ждет очередная волна экспериментов.
Даже, если выйдет ужас ужасный, мы всё равно это посмотрим, ведь Гай Ричи всем всё давно доказал и может скатываться, как ему угодно.
18+
Александр Губкин.