На одном из многочисленных туристических сайтов, вспухших в архангельском медиа-пространстве как метастазы коварной опухоли, культурный обозреватель ИА «Эхо СЕВЕРА» обнаружил несколько интересных предложений от местных гидов.
Понятное дело, что каждый зарабатывает как может. Но такого откровенного обдирания от архангельских экскурсоводов не ожидали даже мы. Просто вдумайтесь: за полтора часа прогулки по Чумбаровке с человека запросят 3 500 рублей. Спрашивается: за что?! Что такого можно рассказать человеку за полтора часа о деревянных домиках, каждый из которых мало-помалу превращается в общепит или бар? Между тем на три с половиной тысячи взрослому человеку в Архангельске можно питаться целую неделю. Или купить новую хорошую обувь. Или 15 раз проехаться на такси. Или купить 25 пачек сигарет.
Но для любителей роскошной жизни у той же конторы, которая «крышует» эти экскурсии, есть и другое предложение. Аж на 6 часов. Называется «Архангельск сказочный». Стоит — 7 900 рублей.
Глаза лезут на лоб, но мы открываем ссылку на сайте и вчитываемся в то, что нам предлагают за эти деньги.
А ожидает нас не так много. Всего три мероприятия. Первое — «пешеходная экскурсия по проспекту Чумбарова-Лучинского».
«Прогулка по деревянному проспекту Чумбарова-Лучинского — это путешествие во времена, когда у каждого дома было своё имя, а не просто порядковый номер. Короткая старинная улочка встречает атмосферами лавочками, сувенирными магазинчиками, уютными кафе и ресторанами. Один час экскурсии — и множество новых впечатлений, знаний об истории России и освоении Русского Севера, о современной жизни и прошлом Архангельска», — пишут владельцы сайта.
Переводим: прогулку возле общепитов и магазинов с магнитиками на холодильник или брелоками вам выдают за «культурно-образовательный досуг». И просят за это серьёзные деньги. С какой стати нормальный человек будет платить за то, что он в состоянии сделать самостоятельно? Найти информацию про любой из домой на Чумбаровке не составляет никакого труда, а экскурсовод всё равно расскажет хуже, чем книга. И запомнится из такой экскурсии примерно ничего. Потому что ленивые взрослые люди никогда не запоминают такой ерунды, даже если они туристы-энтузиасты.
Второй этап — экскурсия «В гостях у Силантия Поморыча».
На том же сайте написано: «Обзорная экскурсия по купеческому дому Ананьиных в интерактивной форме познакомит с историей купеческой семьи. Хозяин расскажет о доме, покажет много диковинных вещей, споёт, станцует, и даже сыграет на пиле».
И вот на этом месте мы бы хотели остановиться подробнее. Мы поискали информацию про «Силантия Поморыча» и пришли ко мнению, что этот персонаж по степени фриковости с лёгкостью переплюнул бы самого Древарха. Сам по себе Андрей Пономарёв, режиссёр-постановщик АГКЦ, — человек наверняка отличный. Но вот его образ… Мужчина буквально всегда одевается в цветастую косоворотку и длиннющий пиджак (типа сюртук) ноги его покрыты сапогами, над которыми пузырятся штаны, а на голову Силантий водружает картуз. В этом костюме Силантий появляется перед общественностью буквально всегда, сколько бы его фото мы ни нашли — везде он в этом образе. Года с 2016. Интересно, стирается ли эта одежда.
Себя анимированный дед называет не иначе как «купец» или «хозяин». Последнее относится к усадьбе Ананьиных. Кого только в своём доме Силантий ни принимал: тут и дошколята, и юные хулиганы из исправительных колоний, и московские глуповатые обыватели-туристы, и даже — внезапно — Ирина Чиркова. «Ирина Александровна по достоинству оценила поморское гостеприимство», — говорится в группе ВК «Поморской АРТели» под совместными фото железной леди и Силантия. Градус абсурда в глазах понимающих людей зашкаливает.
Силантий бесконечно прыгает, горланит, играет на пиле и вытворяет прочие нелепые штуки. Может быть, аниматор он и не очень хороший, но как бизнесмен этот дед заслуживает самого пристального внимания. Он вертится как белка в колесе, умудряясь сорвать свой куш буквально со всего, что может продать. Он даже сувенирные монеты сам чеканит. И на городских праздниках поёт. И наверняка ещё и на фене ботает — слишком уж прифигевшими кажутся пацаны из исправительных колоний на фото с Силантием.
Поговорка на Руси есть: плут он и есть плут. Произносится сея сентенция ласково.
Что-то неуловимо неприятное есть во всём этом маскараде. Да и сам Силантий на фото выглядит замученным и даже о чём-то скорбящим. Наверное, не такую судьбу хотел себе в молодости этот хорохорящийся человек.
Но претензий к нему, конечно, у нас нет. Мы просто делимся наблюдениями. Есть претензии к самому дому Ананьиных. Внешне он смотрится великолепно, аутентично. Но вот что у него внутри? А там типичная провинция. Ужасно пошлый, в высшей степени мещанский интерьер, дурацкие экспонаты по типу печатной машинки или самовара, и кругом — бесконечные напоминания о «поморскости». Все эти глуповатые расписные рюшечки, деревянные фигурки, даже занавески тут с мезенскими красными конями. Вряд ли настоящие купцы в 19 веке окружали себя такой несусветной пошлятиной. Силантию следует крепко задуматься над сменой гардероба и тратами на услуги дизайнера.
Третья часть маршрута за 8 тысяч — «мастер-класс по росписи козуль».
«На мастер-классе вы увидите, что росписи пряников может научиться любой, освоим сочетание самых популярных техник росписи — сеточка и ажурные завитки. Участники бесплатно получат небольшую козулю и пакетик с глазурью, смогут расписать на свой вкус пряник и отнести сладкий подарок домой или тут же съесть».
Спасибо, сытые уже. Во-первых, мы и без мастер-класса знаем, что выдавить краску на пряник может любой. Во-вторых, козулю мы получим не бесплатно, а примерно за 2 600 рублей (если поделить общую стоимость экскурсии на три её этапа). В-третьих, сладким такой «подарок» точно не покажется.
Как говорил классик: «Когда в товарищах согласья нет — нифига не получится». Вот и нам на глаза попался любопытный комментарий директора Морского музея Евгений Тенетова насчёт туристических услуг деятелей с Чумбаровки. Находясь с ними в одной лодке, Тенетов, как безусловно умный человек, не захотел в глазах таких же умников ронять свою репутацию. Цитируем (стилистика сохранена):
«Если честно, по Чумбаровке все сложенее водить экскурсии без оговорок типа: „это копия“, „а здесь пластиковый сайдинг и композит“, „это новодел“, „а это фантазия на тему старого архангельского дома“. Подлинных зданий или даже, на худой конец, качественных копий, на „заповедной исторической улице“ практически не сохранилось. В своей основе, это плохо слепленная декорация. Этой улице не веришь, здесь нет ощущения исторической среды, которую возможно воссоздать только при сохранении аутентичного внешнего облика зданий и всех элементов в комплексе. А ведь именно эта идея закладывалась архитекторами Лопатько и Барашковым, когда в начале 1980-х они придумывали эту „заповедную улицу“.
И вот сейчас, на наших глазах фактически уничтожают одно из немногих исторических зданий на этой очень популярной у туристов и горожан улице — дом принадлежавший жене вольного шкипера Ракитина — классический образец жилой деревянной архангельской архитектуры начала ХХ века. И дом „вольного шкипера“, как вы понимаете, мне особенно дорог.
Сейчас в здании располанается „Центральная ветеринарная клиника“. Сначала со здания сняли деревянную дощатую обшивку, теперь надстраивают третий этаж. Дом уже никогда не будет прежним. А значит, навсегда утратит аутентичность. Это приговор. Еще минус одно историческое здание в городе, и при этом не гнилая развалюха в режиме „вода, дрова, помои“ на окраине, а вполне себе живой дом в самом центре города. Но у собственника, видимо, другие планы. Ему надо расширяться, нужен третий этаж… И он по своему прав, логика простая — мой дом, что хочу то и делаю. Дом не памятник архитектуры, органичений на строительство и изменения внешнего вида зданий на улице нет, какие проблемы? Историческая застройка? Городская среда? Туристы? Не, не слышали, извините».
Евгений Анатольевич удобно нашёл козла отпущения в лице собственника этого дома. Никого из коллег не задел, но недвусмысленно намекнул, что ПОДЛИННОСТИ-то поморской ни им, ни всем нам не хватает. Плохо только, что и тут умудрился подмахнуть туристическому тренду, в своём последнем предложении. Когда сердце за свой город болит по-настоящему, меньше всего думается о туристах и коммерции.
Из Чумбаровки сделали огромный рынок сбыта всевозможной дряни. Увы, из самого Архангельска тоже. Но если даже всё это описанное нами выше провинциальное убожество привлекает людей, то почему никто не может сделать в нашей культурной жизни что-то по-настоящему интересное, важное и доступное?
P.S. Совет мистеру Тенетову: ветеринарная клиника делает очень важное и полезное дело — лечит собак, кошек и других зверушек. Не трожь святое, клерк. От ветеринарной клиники всяко больше пользы чем от тебя, Тенетов. М***к.