Режиссер: Даррен Аронофски.
В ролях: Брендан Фрейзер, Сэди Синк, Хонг Чау, Тай Симпкинс, Саманта Мортон.
Мировая премьера 4 сентября 2022 года.
Российскому зрителю Брендан Фрейзер знаком по веселым боевичкам конца 90-х — начала 2000-х «Мумия», «Джордж из джунглей» или по «Обезьяньей кости» (длят самых искушенных). Образ глуповатого красавчика не способствовал попаданию Фрейзера в топы серьезных актеров и, когда он на время пропал с экранов, никто особенно не жалел.
Карьеру Брендана взялся реанимировать не нуждающийся в представлении Даррен Аронофски, снявший фильм «Кит». «Кита» уже назвали физиологической, боди-драмой, как будто физическое состояние героя — самое главное, что есть в фильме.
Фрейзер действительно играет 300-килограммового профессора литературы с гигантским объемом психологических травм. Сначала главный герой по имени Чарли уходит из семьи с маленькой дочкой, чтобы удариться в отношения со своим молодым учеником, потом потерял и его.
После трагедии Чарли теряет желание жить, заводит привычку заедать любой стресс и запускает себя настолько, что стесняется включать камеру на онлайн-уроках по креативному письму, которыми зарабатывает на жизнь.
Легкий перекус заканчивает любой сложный разговор (в первой половине кино), коих в фильме будет немало. Чарли прекрасно понимает, до какого состояния довел себя. Он постоянно извиняется, как будто за одно свое существование. Может быть, Чарли и хотел бы не докучать миру собой, но острые крылышки и шоколадки сделали его настолько толстым, что простой наклон или подъем с дивана — это целое событие.
Единственные, кому есть дело до главного героя — подруга-медсестра, спасающая его тело и миссионер христианской секты, желающий спасти душу.
Сам Чарли одновременно ненавидит себя, жалеет и явно сильно обижен на судьбу. Никакого желания счастья у главгероя не осталось, только страх перед скорой смертью и возможность прощения от единственного родного человека — дочери — дает ему стимул добираться от дивана до кровати с заходом в ванную.
«Кита» не просто так назвали боди-драмой. В фильме действительно много внимания уделено физиологическим проблемам толстого человека. Например, открывающая сцена задает тон всей ленте: в ней Чарли ловит сердечный приступ от простой мастурбации. Иронично, что его сердечный ритм успокаивает эссе по «Моби Дику». Автор фильма и того самого эссе дважды проговаривают, что описание китов — это самое скучное, что есть в романе, намекая, что не стоит слишком сильно фокусироваться на внешности героя.
Помимо гигантского живота Чарли в фильме действительно есть, на чем заострить свое внимание. Поскольку «Кит» снят по пьесе, не стоит ждать масштабности. Всё действие происходит в квартире, иногда перемещаясь на балкон. Зритель, как и Чарли, на протяжении всего хронометража не покидает квартиру.
Из диалогов мы узнаем всю глубину отчаяния главного героя. Своими жизненными выборами он разрушил несколько жизней и после того, как потерял своего бойфренда, решил поступить самым простым способом: завалить деньгами свою дочь, в надежде купить её любовь, пусть и после смерти.
Из-за поступков отца и одинокой матери девочка выросла в антисоциального и очень трудного подростка с плохими оценками.
Мать и бывшая жена Чарли с момента расставания подсела на антидепрессанты и алкоголь, превратившись в одинокую мегеру.
Каждому, кто приходит в квартиру к Чарли, как и человеку у экрана, приходится переступить через омерзение к внешнему виду главного героя, чтобы добраться до его души. На самом деле, персонаж Фрейзера по жизни не руководствовался корыстными мотивами. Он просто хотел быть счастливым и одновременно поступать правильно. Не получилось ни того, ни другого и осознание этого рано или поздно пробуждает сострадание у каждого участника действия.
Может показаться, будто Чарли питается этим состраданием, но, даже, если и это так, то нельзя сказать, что он его не заслуживает. Закрывающая реплика Чарли, — «люди чудесны» искупает многие его поступки за ту неделю, которую мы провели с ним.
После показа «Кита» в Венеции, зал 6 минут аплодировал актерскому триумфу Брендана Фрейзера, на этом моменте оператор навел камеру на актера и на его глазах явно проступили слезы.
Фрейзер как будто специально жил ради этой роли. Он пропал с экранов после смерти матери и развода с женой. Где-то в это же время, по словам самого актера, президент Голливудской ассоциации иностранной прессы прихватил его за ягодицу и промежность.
Актер явно сломался, серьезно набрал в весе и стал избегать былой публичности. Вера Аронофски в талант Фрейзера спасла его карьеру, переродив её в новом образе. Иными словами, история Чарли слишком похожа на биографию Брендана и, похоже, не вжиться в роль у него не было шансов.
Да, «Кита» можно упрекнуть в слишком очевидной слезовыжималке, особенно под конец и слишком попсовых (для Аронофски) отсылках на Библию, но желание пустить слезу вместе с героями вполне нормально для такого кино и не является чем-то выбивающимся из тона фильма, где за окном постоянно льет дождь, в комнате полумрак, а люди на экране улыбаются всего пару раз.
Сцена с вознесением действительно смотрится пошловато, но не слишком, поскольку авторы недвусмысленно намекают на превосходство души над плотью и плавно подводят зрителя к тому, что Чарли — мученик. Как известно, мучеников ждет Рай и вознесение в момент прощения Чарли со стороны дочери — сильный, хоть и заезженный прием.
Если от библейской темы у вас закатываются глаза, то отсылки на «Моби Дика» куда интереснее, хоть и не менее прямолинейны. Чарли — это и белый кит и капитан Ахав в одном лице. Весь последний отрезок жизни он, сознательно или нет, хочет причинить себе вред и только в смерти тела видит спасение.
Кто-то колет себя булавкой, чтобы отбросить дурные мысли, а Чарли не думает о плохом, пока жует. Сникерс помогает ему смириться со скорой смертью, а пицца с парой ложек майонеза успокаивает после скандала с семьей. Судя по поведению главного героя и его отказам от медицинской помощи, эта погоня за смертью — одно из немногочисленных развлечений, которые у него остались.
Смерть от сердечной недостаточности — такая себе цель в жизни, но её достижение Чарли встречает с улыбкой.
Судя по некоторым отзывам в Интернете, есть люди, которые этот добрейший фильм считают очередной фестивальной чернухой. Их можно понять. «Кит» вряд ли способен приносить удовольствие своим визуалом, но в яркости образов ему не откажешь.
В конце концов, эту камерную диалоговую драму можно просто слушать и не сильно потерять в восприятии.
18+
Александр Губкин