Такое заявление сделал сегодня вице-спикер Архангельского областного Собрания Александр Дятлов.
Депутат пояснил, что «ЛесЕГАИС» как информационная система разрабатывалась и внедрялась в докризисных условиях, когда лесопромышленный комплекс страны функционировал в условиях заоблачных цен и ажиотажного спроса на продукцию.
В этих условиях издержки на цифровизацию были приемлемыми, хотя и тогда отрасль угрюмо отреагировала на вводимые фискальный инструменты. В современных условиях ситуация достаточно серьёзно изменилась: продажи на пределе рентабельности, огромные логистические издержки, отказ от отгрузок в ЕС — ограничили, или вообще свели к нулю.
В основу контроля за движением древесины положено транспортное средство, как наименьшая единица учета, и это представляется единственно правильным решением.
Сегодня, когда лесной груз с Северо-Запада страны, путешествуя на азиатские рынки, в ходе перемещения меняет транспортное средство несколько раз, основной недельной транспортной единицей становится контейнер.
Его переоформление при перегрузке с речного транспорта на железнодорожный, с железнодорожного на морской становится настоящей головной болью для грузоотправителей.
Перевалка происходит за сотни, а порой и тысячи, километров от места отгрузки.
Лесопромышленная компания не в состоянии отследить дисциплинированность оформления документов. Транспортные компании вообще не заинтересованы в таком оформлении. И груз или перестаёт легитимно ехать, либо риск привлечения к административной ответственности грузоотправителя становится практически неизбежным.
— В этой ситуации возможно два варианта решения. Первое — определить контейнер в качестве единицы учёта. Второе — вывести пиломатериал, а именно они доминируют в мультимодальных перевозках из-под действия норм по учёту.
Идеологам и разработчикам «ЛесЕГАИС» нужно оперативнее реагировать на возникающие проблемы в отрасли. А то так и учитывать будет нечего, — резюмировал Дятлов.
К тому же система периодически зависает, что вообще парализует отгрузки. Последний раз «ЛесЕГАИС» не работал с 24 по 25 июня во всей стране.
***
И сегодня стало известно, что вологодские компании ЛПК обратились в Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров с просьбой инициировать изменения в законодательстве об учете древесины и исключить из него пиломатериалы.