Стоит сразу отметить, что Сольвычегодск — далеко не самое плохое место на планете. Семья автора данной публикации родом из тех мест, и все рассказы о красоте 530-летнего города не врут. На берегу Вычегды можно буквально лицезреть все этапы развития российского государства: от храма второй половины ХVI века до классических хрущёвок каких-то полчаса ходьбы, а между ними есть и сталинский ампир, и пара позднеимперских домов, и современный новодел, и довольно ухоженный частный сектор.
Всё это с одной стороны окружено шикарными сосновыми лесами с полянками из белого мха, где за несколько часов можно набрать корзину боровиков, а с другой протекает широкая река с песчаными пляжами.
Кроме того, в Сольвычегодске до сих пор стоит один из немногих памятников Иосифу Сталину. Будущий вождь народов перед революцией отбывал здесь ссылку.
Всё бы ничего, но, чтобы насладиться этой красотой, хватит дня, максимум двух, если стоит задача побродить по лесу. Ради удовлетворения эстетического аппетита больше времени не потребуется. Можно, конечно, приехать на подольше, чтобы поваляться в санаторских грязевых ваннах, но последние пару суток вы будете откровенно скучать.
А теперь представьте, что ради пары дней в столице Серебряного ожерелья России придётся пробираться через остальную Архангельскую область. Если воображение подводит, то сейчас ИА «Эхо СЕВЕРА» подробно расскажет обо всех проблемах, из-за которых посещать Сольвычегодск не слишком-то и хочется.
До тех пор, пока развитие туризма остаётся на словах, ни один турист с деньгами не поедет за тридевять земель, потому что никакие впечатления не окупят негатив, полученный в дороге.
Самый популярный способ добираться до Сольвычегодска — на личном автомобиле. Тут веселье начинается ещё за сотню километров от пункта назначения. Федеральная трасса М8 и половина пути до Котласа практически не доставляют проблем водителям, но от трассы до Красноборска дорога теряется и начинается направление.
Бетонка Красноборск — Котлас до сих пор находится в жутком состоянии, и преодолеть её быстро не получится в любом случае. Пара часов тряски и переживаний за свою ласточку вам гарантированы. Непосредственно перед Сольвычегодском пропадает асфальт и начинается песчано-каменистая и очень неровная грунтовка. То есть мало того, что последний час организм перетряхивался на ямах, так под конец ещё и вся машина станет пустынно-серого цвета.
Поверьте, чистым до Сольвычегодска не доезжает никто.
Далее перед туристом встает выбор: переплыть Вычегду на пароме или сделать 40-километровый крюк через Коряжму к понтонному мосту. Неизвестно, какой путь быстрее, потому что паром хоть и ближе к дороге, но плавает очень медленно, а иногда можно попасть в очередь и несколько часов проторчать на берегу. Кроме того, машиноместо на барже стоит 350 рублей в одну сторону.
Понтон стоит всего 100 рублей (пенсионерам бесплатно), но доступен далеко не всегда. Например, если уровень воды в Вычегде высокий, то мост снимают, на период ледохода и ледостава его тоже не будет. Известны случаи, когда понтоны наводили аж к 18 июля. Естественно, о работоспособности моста никто вам не сообщит, поэтому придётся мониторить местные паблики в поисках информации. После моста машину ждёт финальный аккорд в виде 10 километров по грунтовке, которая ещё хуже вышеописанной.
На жидком грунте гружёная машина становится неуправляемой. После дождей тормозить очень тяжело, и почти никто не ездит от Сольвычегодска до Коряжмы быстрее 20 километров в час.
Допустим, вы грязный и уставший доехали до Сольвычегодска. Внимание, сюрприз: автомобиль помыть тупо негде. Естественно, автомоек в округе нет. Придётся либо договариваться с местными и просить одолжить ручную мойку, либо нарушать закон, подгонять свою грязнулю к реке и пытаться что-то изобразить с помощью ведра и тряпки. А впереди ещё обратная дорога…
Итого, если добираться из Архангельска, то на бензин в обе стороны уйдёт порядка 5000 рублей, паром — 700 рублей, затраты на ТО автомобиля зависят от аккуратности езды и состояния транспортного средства. Получается, что 6 тысяч — это минимальные затраты.
Ещё в столицу Серебряного ожерелья можно приехать на одном из худших поездов всея Руси. Вагоны состава, идущего из Архангельска в Котлас, не менялись десятилетиями: жара, сквозняки, антисанитария и взаимодействие с неприятными согражданами — те испытания, которые придется пройти, если хочется приобщиться к древней русской культуре. Путешествие на этом поезде — само по себе приключение, о котором можно подробнее прочитать в материале «Ужас на!»
После 18 часов в поезде нужно ещё 1,5 часа просидеть на вокзале в ожидании автобуса (прибытие состава в 10:25, а ближайший автобус стартует в 11:50). Потом час тряски на вышеописанных грунтовках и проблемы с переправой (на другой берег реки автобус вас не повезет). Чтобы успеть на обратный поезд, придётся встать пораньше и придумать, чем 5 часов занимать себя на вокзале. Автобус выезжает с противоположного берега Вычегды в 7 утра, а тепловоз из Котласа отправляется в час дня.
Что касается стоимости, то дорога в обе стороны в плацкарте обойдётся в 5100 рублей (купе — 6700) + 700 рублей за переправу + 200 рублей за автобус. Итого ничуть не дешевле, чем за поездку на машине, зато гора впечатлений в подарок.
Самый дорогой способ попасть в Сольвычегодск — самолёт. Рейс прибывает в 12:30, а последний автобус отходит из Котласа в 15:50.
Билеты в обе стороны стоят 7800 рублей + 200 за автобус + 700 за переправу. Итого 8700 за счастье просто побывать в обители купцов Строгановых. Для сравнения напомним, что до закрытия аэропорта в Талагах слетать в Санкт-Петербург и обратно в Архангельск можно было всего за 5-6 тысяч.
За те же 6 тысяч можно из Архангельска до Котласа и обратно добраться на автобусе, но, надеемся, нас не читают извращенцы, готовые 12 часов трястись по жаре в тесном кресле без права хоть на какое-то личное пространство и туалет.
Но дорога — лишь полбеды. Нужно ещё где-то жить и чем-то питаться. Насчет жилья есть три варианта развития событий: аренда чьего-то дома или квартиры, единственная гостиница или палатка (нет, это не шутка).
Насчёт аренды лучше заранее договориться лично. Как вы это сделаете, мы не знаем, но вдруг повезёт. Сегодня в Интернете нет объявлений о сдаче жилья в Сольвычегодске на короткий срок, но иногда они появляются.
Палатка — это вполне себе вариант для молодых и здоровых. Повторимся, леса под Котласом — что надо. Можно разбить лагерь недалеко от города и наведываться туда с прогулками.
Третий вариант — гостиница «Купеческая». Это настоящее лакшери, причём не только по местным меркам. Одноместный номер стоит 2600 за ночь, двухместный — 3000, «Люкс» — 3500 на человека. Еда в проживание не включена, но в гостинице есть кафешка с ценами, достойными Архангельска.
Одна проблема: номеров в «Купеческой» не будет аж до октября. Видимо, их все забронировали туроператоры, продающие двухдневные поездки в Сольвычегодск. Старинное двухэтажное здание едва ли вмещает больше 10-15 номеров, а учитывая, что это единственное комфортное место во всем городе, они пользуются спросом.
Если вы не постоялец гостиницы или санатория, то пропитание придётся добывать в двух маленьких магазинчиках с ассортиментом из водки, курицы и хлеба. Судя по отзывам клиентов, гостиничная кафешка не работает, если не работает санаторская столовая. Видимо, повара у них одни и те же. Еда в «Купеческой» стоит 900 рублей/сутки и заказывать её надо за ТРИ дня до заселения.
Всё вышеперечисленное накладывается на прокладку газопровода. В этом году весь город перекопан и практически недоступен для машин и даже для велосипедов. Никто не знает, сколько продлятся эти работы, поскольку сначала рабочие остановили бурение дна Вычегды из-за внезапно возникших валунов, а вторая попытка провалилась из-за того, что бур наткнулся на плавун и рабочие потеряли место выхода трубы.
Сегодня для того, чтобы добраться из одного конца города в другой, придётся сделать круг по периметру Сольвычегодска, избегая закрытых мостов и перекрытых улиц. На карте ниже показаны улицы и мосты, недоступные для людей в этом году.
Иными словами, самая красивая часть Сольвычегодска сегодня перекопана.