В августе 2019 года посетительницу одного из лечебных учреждений Северодвинска остановил охранник.
Жительница города корабелов — инвалид первой группы — шла в больницу навестить родственника, передвигаясь по пути, предназначенному для тяжелобольных, ограниченных в движении пациентов.
С учётом имеющихся у неё заболеваний и состояния здоровья она полагала, что пройти этим, более коротким и удобным путём ей никто мешать не станет.
Дальнейший ход событий красноречиво живописует пресс-служба Архангельского областного суда.
Дорогу женщине преградил охранник. Как позже выяснилось, он приступил к приёму пищи, но, бросив трапезу, устремился навстречу посетительнице, нарушавшей, по его мнению, правила.
Как впоследствии установит суд, северодвинка, опешив, объяснила, что ей тяжело подниматься по лестнице, в пылу ожесточенной беседы хлопнула мешавшего ей пройти охранника по руке.
Тот не придумал ничего более уместного, разумного, а главное — корректного и человечного, чем толкнуть посетителя больницы. Причём не просто толкнуть, а двумя руками ударить её в область груди. Не имея на то каких-либо оснований, не предупредив, не предъявляя никаких законных требований.
В результате падения пострадавшая от действий отважного охранника инвалид получила травмы, оценивающиеся как тяжкий вред здоровью. Лечение перелома затянулось на долгие месяцы, потребовало проведения двух операций, включая операцию по замене сустава.
Обстоятельства получения травмы подтверждены показаниям свидетелей и исследованной судом видеозаписью.
Приговором Северодвинского городского суда, вынесенным в декабре 2021 года, вступившим в законную силу, работник частной охранной организации признан виновным в совершении действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством, регламентирующим осуществление частной охранной деятельности. При этом его действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, совершены с применением насилия и повлекли тяжкие последствия.
Назначенное наказание — два года лишения свободы условно и запрет заниматься частной охраной деятельностью на срок два с половиной года.
В 2022 году пострадавшая северодвинка обратилась в суд в гражданско-правовом порядке, просила взыскать с работодателя охранника — частного охранного предприятия — денежные средства в счёт компенсации морального вреда.
Суд удовлетворил заявленные требования, взыскав 500 000 рублей.
Ответчик обжаловал принятое решение: просил либо отказать в исковых требованиях либо снизить размер взысканной судом суммы.
Боссы ЧОПа полагали, что причиной действий его бывшего сотрудника явилось не исполнение им служебных обязанностей, а возникший конфликт и личные неприязненные отношения из-за противоправного поведения истца.
В ЧОПе считают, что применение насилия не обусловлено реализацией сотрудником своих служебных полномочий частного охранника, специальные средства им не применялись. Там договорились до того, что охранник, дескать, её только толкнул, а упала она сама, что должно повлиять на размер взыскиваемых средств.
Архангельский областной суд, исследовав доводы ответчика, материалы дела согласился с выводами районного суда.
При определении компенсации морального вреда суд в числе прочего учёл длительность лечения, перенесённые операции, невозможность проявлять степень обычной хозяйственной и социальной активности.
Работник ЧОПа, имеющий удостоверение частного охранника, в помещении медицинского учреждения выполнял свои должностные обязанности.
В ходе словесного конфликта, обусловленного не межличностными взаимоотношениями, а общением между посетителем учреждения и его охранником, нарушил требования федерального законодательства и ведомственных инструкций, причинив телесные повреждения истцу, которые расцениваются как тяжкий вред здоровью.



