К тому же на борту был ещё и Арктический плавучий университет в полном составе, отправившийся из Архангельска и провожавшийся с большим пафосом.
Приглядимся к этой ситуации. Есть мнение, что не просто так судно «Михаил Сомов» постоянно фигурирует в различных скандальных хрониках.
Вообще, операция по высвобождению из такого плена огромного ледокола встанет государству в огромные деньги. Особенно учитывая то, что они сели на мель у Земли Франца Иосифа. Взгляните на карту и поймёте, что это очень далеко.
По практике капитана, посадившего на мель судно, отстраняют «с волчьим билетом» от работы навсегда, но и здесь, похоже, этого не будет сделано. Впрочем, поглядим/увидим…
***
Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» и ранее фигурировало в сводках происшествий с этим же капитаном.
Например, в 2021 году судно застряло в районе Карских ворот и долго простаивало в вынужденном дрейфе, ожидая подхода атомных ледоколов, которые должны вывести их из ледового плена.
Заметьте, что судно Росгидромета, но тогда всё свалили на неожиданно изменившуюся в Арктике погоду. Дело было в конце ноября.
Кстати, представители «Атомфлота» ещё заранее предупреждали, что процесс ледообразования в определённых районах акватории СМП начался на две недели раньше. Фактически уже с начала ноября на некоторых участках движение без ледокольной проводки было тогда невозможно.
Но решили рискнуть. Рискнули. Завязли.
Трагикомичная на самом деле ситуация — судно «Росгидромета», не рассчитав толщину льда, застряло в районе Карских Ворот.
Отметим, что капитан, кстати, тот же, что и посадивший сейчас судно на мель. Его зовут Виктор Гиль.
***
В 2018-м имя всё того же капитана Виктора Гиля фигурировало в деле о браконьерстве, когда сотрудники погрануправления взяли 2 тонны незаконно выловленной рыбы, в том числе осетровых пород на борту судна.
Вдумайтесь: на научном судне правоохранители обнаружили около 2 тонн элитных сортов рыб без документов и каких-либо объяснений. Нелегальный промысел экипажа выдала тогда не только обнаруженная ценная рыба, но гигантская рыболовная сеть.
Погранцы тогда обомлели, когда нашли рыбку. Мороженая, солёная, аккуратно разрезанная на кусочки рыба — сёмга, сиг и сибирский осётр попались на вылезшие из орбит от удивления глаза.
Атлантический лосось тщательно упакован (ВНИМАНИЕ!) в географические карты, будто с отсылкой на предназначение судна. Почти две тонны рыбы — на борту научно-экспедиционного ледокола «Михаил Сомов».
Начальник рейса Дмитрий Ларионов тогда на «голубом глазу» объяснял, что не знает, откуда взялась та самая 60-метровая рыболовная сеть. И что рыбу они якобы не ловили. С неба прилетела рыба! И сеть тоже. Лосось и осётр сами упаковалась в географические карты и были готовы к продаже-употреблению. Сказка!
Тогда была анонсирована внутренняя проверка в управлении Севгидромета. Но, судя по тому, что все на своих местах и Гиль на капитанском мостике, проверка закончилась пшиком.
Судя по словам представителя РУ ФСБ Натальи Ожигиной, жульничество в Севгидромете просто процветало. Так, было заявлено, что обнаружены фиктивные товарные накладные. В дальнейшем топливо, так называемую солярку, предлагалось списать как израсходованное в ходе рейса.
В итоге экс-директор Севгидромета тогда раскаялся и признал свою вину, получил штраф в миллион рублей и три года условно.
А вот чем закончилась браконьерская история, так до сих пор и не ясно.
А что, разве не могло это продолжаться и в последующие годы? Вполне может быть, что спустя три года, в 2021-м «Михаил Сомов» потому и задержался у Карских ворот, что занимался рыбой.
Быть может, в этот раз у Земли Франца-Иосифа кому-то на «Сомове» тоже захотелось рыбы? И случилась неприятность. А что, исключать нельзя, ведь на отмелях рыба и ловится отлично.
Заметим, что Гиль, нынче охотно раздающий комментарии, тогда в браконьерской истории закрыл рот на замок. Видимо, не было объяснений. Капитан судна что, не знал о том, что трюмы «Сомова» были превращены в браконьерский склад и что с борта суда сетью ловят ценные породы? Вы в это верите?
***
Кстати, насчёт топлива. Там была ещё одна скандальная история. Она связана с известным в определённых кругах архангельским бизнесменом Артёмом Холиным. Парень с некристальной бизнес-репутацией, не располагающий НПЗ и не имеющий нефтяных скважин, на поставку дизельного топлива для труднодоступных станций ФГБУ «Северное УГМС» получил 43 миллиона 760 тысяч рублей.
Никого не смутила репутация участника, а именно владельца Холина. Ведь это был сущий аферист — незадолго до получения контракта с Севгидрометом предприниматель Холин обвинялся в мошенничестве на 41 миллион рублей за предоставления фиктивных документов по отгрузке песка и суглинка.
Обвинение утверждал лично зампрокурора области по ч. 2 и ч. 3 ст. 159.4 УК РФ «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности».
Суд признал в итоге виновным Холина по данным инкриминируемым ему деяниям и назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 года (без ограничения свободы).
И Холин после этого влез в поставки топлива для Севгидромета. Блестяще.
Вот и сей год именно холинская фирма «Возрождение» должна была поставить для «Сомова» топлива более чем на 23 миллиона рублей.
***
Ну, если уж и вспоминать всё, то надо рассказать всплывшую крайне неприятную историю с зарплатами руководителей этой структуры.
В феврале этого года выяснилось, что средние зарплаты руководителей они себе настрочили в суммах от 199 до более чем 300 тысяч рублей за месяц!
И никому не стало стыдно. Хотя руководители наверняка знали, что многие бегут из-за необходимости работать за МРОТ.
Разница в зарплатах — в 15 раз!
***
Но вернёмся к севшему на мель «Михаилу Сомову».
Из ранее представленных релизов Севгидромета появилось много вопросов. Например, на борту очень много представителей художественного сообщества и писателей из столицы. А что это за паразитизм, что за туризм за бюджетный счёт?
Сейчас там столичные гламурные на казённых харчах нафотографируют пейзажей, а потом начнут их продавать.
Неужели они все принимают участие за счёт программы САФУ «Арктический плавучий университет» — если так, то почему не студентов взяли, а представителей московских жирных элит?
Если «их гуляет Севгидромет» на бюджетные деньги, то на каких, извините, основаниях и в ущерб кому — опять за счёт своих рядовых сотрудников?
Вся эта информация наводит на определённые мысли. Весьма скабрезные. Не пора ли навести порядок и провести ревизию в арктическом хозяйстве? А то под федеральную тему укрепления позиций России в Арктике ловко пролезают и жулики, и паразиты, и даже браконьерство имело место быть.