Завтра в Архангельске +10°CСеверодвинске +10°CОнеге +9°CВельске +11°CМирном +8°CШенкурске +11°CЯренске +9°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, понедельник, 18.09.2023 14:34

Розовый Оруэлл

17.09.2023 10:00
Рецензия на фильм «Барби» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Грета Гервиг.

В ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Америка Феррера, Майкл Сера.

Мировая премьера: 9 июля 2023 года.

Пока во всём мире брутальные и уверенные в своей ориентации мужчины решали, у кого в крови тестостерона больше: у ожидающих розовый донельзя «Барби» или у фанатов Нолана с его «Оппенгеймером», россияне гадали, что же в кино о создателе атомной бомбы или в высокохудожественной ленте про куклу может поколебать их морально-нравственные устои.

Задуматься действительно стоит, ведь на фоне свободного проката новой части «Кахи» и божественного «Вызова» (уже 5 месяцев на больших экранах и всё никак не отобьется), у нас на государственном уровне всерьез озаботились вопросом: достойна ли эта бездушная, холодная и капиталистическая «Барби» нашего русского незамутненного взора.

Под одну гребенку решили зачесать и «Оппенгеймера», видимо, из-за совместной маркетинговой кампании.

Госцензоры сначала смотрели на обе ленты сквозь пальцы, пока запоздалая волна мрачно-розовых мемов не добралась до их гаджетов. Первая реакция чиновников, похоже, основывалась на рефлексах, — «Запад опять сует нам что-то непонятное? Это популярно в Интернете? Чего же мы ждём?! Запретить!»

И запретили. В конце августа Минкульт забраковал фильмы «Барби» и «Оппенгеймер», так как данные кинокартины, по мнению представителей министерства, противоречат традиционным ценностям России. Какие именно ценности пострадают, уточнено не было.

Судя по всему, после таких новостей кинотеатры бросились в ноги к комиссии нравов и вымолили-таки разрешение хоть что-то заработать на главных мировых хитах. Сначала появились робкие сообщения о том, что фильмы выйдут на российские большие экраны, но под другим названием, потом и от такого лайфхака отказались и сделали вид, будто ничего не было.

Сегодня нелицензионные копии и «Барби», и «Оппенгеймера» спокойно идут в большинстве кинотеатров нашей страны, но часть прибыли уже упущено. Пока наверху выясняли степень идеологической гнилости обеих лент, их успешно слили на пиратские сервисы и, зная любовь официальных прокатчиков к вырезанию целых сцен из спорных картин, лучше откупорить флягу с ромом, натянуть повязку на глаз и посмотреть главные премьеры осени дома.

Так как «Оппенгеймер» явно не поднимет настроение кадрами ядерных грибов, к нему мы вернемся в одном из следующих материалов, а пока приготовим клубничный милкшейк и окунёмся в розовый пластмассовый мир кукол «Барби».

Прежде всего стоит отметить: данный фильм нельзя воспринимать отдельно от рекламной кампании. Интересно, что поначалу никто и не рассчитывал продвигать его через мемы «Барбигеймер», но предприимчивые маркетологи вовремя подхватили забавный тренд и до самой премьеры буквально выезжали на плечах громкого имени Кристофера Нолана.

Главная мужская роль «Барби» — Райан Гослинг — сам по себе мемный персонаж, но именно контраст нарочитой девичьей глупости и мрачной атмосферы «Оппенгеймера», над которым до сих пор потешается весь Интернет, сделали «Барби» главным фильмом сезона, бьющим рекорды по сборам.

На «Барби» шли именно поприкалываться, но на выходе из зала выяснялось: в кино есть, что обсудить и, внезапно, фильм заставляет аудиторию спорить о том, правильно ли люди поняли увиденное.

Оказалось, что комедия про кукол может иметь второе дно, которое, к сожалению, многим не удалось нащупать из-за гигантских букв «ФЕМИНИЗМ», затмивших критическое восприятие части зрителей. Вероятно, это страшное слово напугало и наш Минкульт в том числе.

Действительно, современного феминизма в «Барби» очень и очень много, но основные постулаты данной идеологии подаются нарочито вычурно и приводят совсем не к тем последствиям, к которым, по идее, должны. Даже без особого натягивания совы на глобус видно, что кино, скорее, смеётся над перекосами в сторону женской власти и специально собирает все возможные клетки в фем-бинго.

Начнем с того, что производитель кукол «Барби» — компания «Mattel» — уже не первый десяток лет обвиняется в создании нереалистичного и сексуализированного образа девушки в глазах детей. Радикальные феминистки давно и прочно ненавидят эту машину капитализма, а реалии 2023 года обязывают прислушиваться к их мнению. Поэтому от фильма, проспонсированного самой «Mattel», ждёшь такого напыха повестки и попыток оправдаться перед обществом, что первая же самоироничная шутка вызывает удивление.

Создатели погружают зрителя в Барбиленд. Это фантастический, заоблачный город, в котором каждая женщина может стать настоящей Барби. Достаточно лишь соблюдать ряд важных правил: ходить на цыпочках, жить в открытом розовом домике и есть на завтрак бельгийские вафли, любить модные наряды и танцы до утра. В арсенале каждой Барби имеется свой собственный Кен, единственная жизненная цель которого — ждать, когда она обратит на него внимание.

И действительно, в линейке игрушек Барби были и строительницами, и водителессами автобусов, и учительницами, и докторшами, да кем угодно. Кен же всегда представал в образе подтянутого парня в костюме без иных штрихов к личности и служил дополнением к кукле женского пола.

В фильме эту деталь возводят в абсолют и показывают натуральный игрушечный матриархат. Всё общество держится на Барби, а Кены просто пускают слюни и не способны ни на что, кроме демонстрации пресса (в основном, друг другу). Нам прямым текстом говорят, — «Для Барби каждый день отличный, но для Кена он отличный только, когда его заметит Барби».

Причем, подаётся эта антиутопия очень мило и по-детски. Когда героиня Марго Робби наконец удостаивает Кена Гослинга своим вниманием, он намекает на что-то типа продолжения у неё в квартире, но делает это так неловко, словно первоклассник, не имеющий понятия, чем люди занимаются при выключенном свете. Естественно, Барби пресекает эти попытки и оставляет Гослинга за дверью, но тот всё равно счастлив, ведь сегодня он исполнил своё предназначение.

На следующие утро кукла просыпается и замечает странные изменения: у неё пахнет изо рта и подмышками, ноги больше не хотят вытягиваться в стойку балерины, но, главное, теперь она знает слово «целлюлит» и почему-то очень его боится.

В попытках разобраться Барби идет к подружкам, занимающим более высокие ступени в игрушечной иерархии, которые по-женски поддерживают её, но мягко намекают: если Марго Робби не исправится, то станет изгоем, как поломанная кукла, с которой неаккуратно играли.

За ответами героиня отправляется в реальный мир, чтобы найти свою хозяйку и узнать, что с ней не так. В розовый кабриолет тайком пробирается Кен и нелепая парочка едет в настоящую Калифорнию. Всю дорогу Кен так же по-детски домогается до Марго Робби, а та его раздраженно отшивает.

В мире людей Барби знакомится с такими ужасами, как всепоглощающий патриархат (серьезно, к кукле пристает КАЖДЫЙ мужик на экране) и капитализм.

Казалось бы, в своей вселенной она привыкла к постоянному мужскому вниманию и даже получала от этого удовольствие, но как только к комплиментам примешиваются грубость и хамство, её это угнетает. Под напором идиотских подкатов Барби переодевается в мешковатую одежду и прячет лицо в капюшоне. Таким образом зрителю в лоб бросают, — «Смотри, как чувствует себя настоящая женщина».

Вскоре кукла находит свою предполагаемую хозяйку — девочку-подростка с юношеским максимализмом и феминизмом головного мозга. Юная активистка с порога обвиняет игрушку в том, что Барби — это икона сексуализированного капитализма, в том, что из-за неё дети чувствуют себя некрасивыми и вообще само существование подобных героинь угнетает права женщин. В конце эмоциональной речи школьница обзывает Барби фашисткой и бросает её на произвол судьбы.

Вот как тут не смеяться?

Привыкшая к вечному позитиву и бережной поддержке от подруг Марго Робби окончательно разочаровывается в этом мире и её эмоциональный фон напрямую влияет на тело. Чем грустнее Барби, тем ближе она к настоящему человеку, а значит и к смерти.

Пока главная героиня впитывает всю суровость жизни, Кен по-настоящему кайфует. Теперь он знает, что мужики на самом деле правят планетой, что можно относиться к женщинам как к вещи и, оказывается, в жизни есть что-то кроме Барби.

Как порядочный неофит Райан Гослинг переодевается в самого стереотипного на свете реднека, начинает передвигаться, выпятив пах, и, думая, что в этой вселенной всё так же, только наоборот. Он требует взять себя на должность врача, архитектора или полицейского. Почему-то получить должность по одному лишь половому признаку у него не получается и Гослинг тоже расстраивается и идёт шататься по улицам.

За поворотом он видит, как Барби настойчиво и явно против воли садят в черный внедорожник, но теперь-то он знает, что настоящие мужики не ведутся на женские штучки. Вместо помощи подруге Гослинг решает вернуться в игрушечный мир и построить там настоящий крутой патриархат.

Пока Марго Робби бегает от капиталистов, желающих стереть ей память и снова сделать простой игрушкой, наш Гослинг преображает Барбиленд в настоящий мужицкий рай.

Именно Райан Гослинг должен был показать мужчинам всего мира, как выглядит идеальное общество. При его власти улицы полны уверенных накаченных парней в ковбойских шляпах и жилетках на голое тело, все разводят коней, ведь ковбой — образец маскулинности, плейбои в плавках плещутся в бассейнах, потягивают коктейли и просто хорошо проводят время среди обнаженных торсов собратьев.

Кены по-настоящему счастливы из-за осознания собственной независимости от женского внимания, они упиваются своей мужественностью, а зритель ржёт от того, что увидел самый гомосексуальный патриархат на свете.

А как же Барби? А Барби сменили костюмы строителей, врачей и учителей на откровенные наряды горничных, убирают мусор за Кенами и отныне обязаны массировать им ступни. И… все довольны. На экране нет ни одной куклы, которую бы новый порядок не устраивал. Чернокожая Барби-президент теперь целыми днями тусуется с Кенами в бассейне и радуется простоте и легкости жизни.

Выяснилось, что всё это время Барби мечтали оказаться на месте Кенов и не париться о «важных» вещах.

Государство Кенов должно было стать мрачным контрастом к прежней власти Барби, но выглядит это так, словно Гослинг стал президентом и приказал всем тусоваться до потери пульса. И это сработало. Полиция не нужна, так как нет преступлений, медицина куклам ни к чему, а, главное, Барби никто не угнетает, поскольку им искренне нравится новый порядок вещей, а за отказ от массажа мужских ног нет никаких санкций.

Не нравится мужицкий рай только Марго Робби, вернувшейся в Барбиленд после Кена. Поняв, что шантаж вниманием на него больше не работает, Барби опускает руки и бросается в долгую и очень стереотипную тираду на тему «Как трудно быть женщиной в современном мире».

Внезапно оказывается, что жалобы на жизнь обладают волшебной силой. Услышав о женских проблемах, другие куклы расколдовываются и разжигают в себе огонь революции.

Дальнейший сюжет тяжело описывать без улыбки, но, вдумайтесь:

«Осознанные» Барби создают оппозиционную ячейку, гоняют по Барбиленду на розовом фургоне и натурально похищают других кукол, чтобы нытьем о тяготах женской доли наставить их на праведный путь борьбы. Всё ради того, чтобы рассорить Кенов и снова прийти к власти.

План шикарен: каждая Барби берет себе по два Кена и начинает флиртовать с одним из них на глазах у другого. Конечно же, в этом фильме мужик всё может осознать, но тупорогим быть обязан, поэтому ревность берёт верх и между Кенами начинается, ни много ни мало, гражданская война (осторожно, количество голых дерущихся мужчин в масле в этих сценах зашкаливает).

Маразматичные бои заканчиваются общим танцем и мужчины понимают, что просто хотят быть любимыми и не прочь оставаться всего лишь Кенами, как раньше. Всё возвращается на круги своя, но счастливый финал не выглядит таким уж счастливым.

Пока стопроцентные гетеросексуалы выясняли отношения, партия в розовом провела выборы, проголосовала сама за себя и вернула власть в женские руки. Тут мы узнаем, что при режиме Барби у Кенов даже своих домов нет, но жилищный вопрос их уже не волнует.

Так как Гослинг больше не нужен, Марго Робби снова его отшивает, но извиняется за то, что манипулировала его влюбленностью. Главный Кен не в обиде, ведь он как был феерически тупым, так и остался.

Сама Барби выбирает стать человеком и покидает Барбиленд.

Итак, что же мы имеем: Кен пришел к власти законно, построил такой социум, который никого не оставлял обиженным, но был ввергнут в братоубийственную войну кучкой радикальных женщин, вербовавших своих сторонниц сектантскими методами. В результате Кенов снова загнали под лавку, но они не возникают, потому что от рождения клинические идиоты.

Чем не жуткая антиутопия?

Ещё в фильме есть линии матери и дочери, которым и принадлежала главная Барби. Девочка почти ни разу не показана с плохой стороны, но говорит она такие вещи, что хочется назвать героиню пародией на всех доморощенных феминисток. У неё виноваты все вокруг: общество, культура, система оценок, якобы завышенные стандарты. Хоть она и кричит о своей женской силе, но за весь фильм сама почти ничего не делает.

Её мать — действительно сильная женщина, угнетаемая патриархатом. Она явно способна на большее, чем работа секретаршей, но начальники-мужчины не дают ей пробиться. У неё есть семья, хороший доход, но нереализованность делает её несчастной.

А ещё в «Барби» есть сама компания «Mattel». Они показаны как капиталисты с советских карикатур и ведут себя так же карикатурно в начале, середине и конце фильма. Пока Девочки бегают по району в попытках изменить мир, богатые белые мужчины по-злодейски смеются и думают, как бы извлечь прибыль из ситуации.

Что-то подсказывает, именно образы владельцев бренда «Барби» — и есть реальная позиция «Mattel». Хотите «Барби» с целлюлитом и волосатыми подмышками? Пожалуйста, только покупайте наши игрушки.

Весь фильм снят именно с этим посылом. Вы хотели, чтобы Барби стала феминисткой? Легко. Держите только женщин в качестве основных действующих лиц. Чтобы героиням было проще сопереживать, каждый первый мужчина в кадре будет либо безвольным, но добрым кретином, либо просто кретином. Конечно же сильные женщины должны объединяться и бороться с богатыми и властными толстосумами. Любой каприз за ваши деньги.

Если бы не чувство, будто авторы специально издеваются над зрителем, то «Барби» был бы невероятно тупым фильмом. Все посылы тут проговариваются вслух и напрямую, главная героиня добивается своего исключительно нытьем, а главный герой ничего не добивается, ведь ему ничего и не надо.

Финал просто отсутствует. Кен Райана Гослинга как был особенным солнышком, так и остался, неясно, почему Барби решила стать человеком, хотя до этого дважды делала всё, чтобы вернуться в мир кукол. Дочка и мама тоже никак не поменялись. Зато мы спасли Барбиленд от мужланов.

Но при всём этом сценаристы «Барби» не забыли вписать в сюжет все грани фемповестки и с этой точки зрения сделать кино идеальным.

Может быть, создатели хотят сказать нам, что, наполняя своё произведение «правильными» идеями, вы не делаете его лучше? Хочется верить, «Барби» специально сняли, чтобы напомнить: правильная обертка продаст любое содержимое и даже его отсутствие.

Если так, то тонны розовой краски потрачены не зря.

12+

Александр Губкин

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле