Режиссер: Алексей Чадов.
В ролях: Алексей Чадов, Виталий Кищенко, Кристина Асмус, Виктор Сухоруков, Ола Кейру, Невия Тафара, Джалил Асретов.
Премьера 2 июня 2022 года.
А знали ли вы, что у фильма Алексея Балабанова «Война» есть прямой сиквел, снятый без Балабанова?
Спустя 19 лет после премьеры оригинала, исполнитель главной роли в первом фильме Алексей Чадов решил выпустить продолжение, но не о чеченской войне, а о конфликте в Сирии. Основного персонажа Чадов доверил сыграть самому себе, а в наследство от Балабанова ему достался Виктор Сухоруков в эпизодах.
Вторая «Война» довольно сильно напоминает первую, но надо отдать Чадову должное: в рекламной кампании он не упирал на славу Балабанова и нигде не акцентировал внимание на том, что снял продолжение.
Уже по ходу просмотра зритель понимает, что повествование пойдет от лица главного героя из первого фильма — Ивана Ермакова. Чадов переписал расплывчатый и не самый приятный для своего персонажа финал балабановской картины и сделал его более однозначным и положительным. Его Иван всё-таки не сел на 9 лет, а продолжил военную карьеру (судя по всему, контрактником), завёл семью, которой в фильме уделено от силы минуты две, и в целом он счастливый, состоявшийся человек.
После вступления Чадов начинает копировать вторую часть фильма Балабанова. Ермаков узнает, что его боевого товарища захватили сирийские боевики и требуют за него серьезный выкуп. Подозрительно быстро Иван собирает нужную сумму и летит в Сирию на встречу с похитителями.
Через границу он переходит по поддельным документам, которые, видимо, остались из прошлой жизни. В фейковых корочках он записан, как американский корреспондент Джон — еще одна отсылка к оригиналу.
Далее нам покажут страшную «правду» об американских солдатах. Представляют армию США, как варваров или одичавших людей из «Апокалипсис сегодня». Они орут в камеру, бухают, дерутся, но принимают Ивана-Джона и, несмотря на явный русский акцент, не чувствуют подвоха. Сам Иван цепляет на свой жилет нашивку ОБСЕ и убеждает американцев в том, что его нужно сопроводить на некую миссию организации. На самом деле, таким образом главный герой выбил себе охрану для встречи с боевиками.
Американцы соглашаются и до последнего верят, что бородачи в арафатках, держащие нож у горла заложников, имеют какое-то отношение к ОБСЕ. Подставив солдат США под пули, Иван получает в морду, но командир прощает его, выдает пистолет, машину и отправляют к финальной перестрелке.
В локации, очень напоминающей Пальмиру, Иван точно так же, как и 19 лет назад, превозмогает наступление противника, надеясь на помощь российских вертолетов, которые в этот раз не торопятся спасать Ермакова. Винтокрыле машины появляются на горизонте только после того, как друг Ивана, ради которого всё и затевалось, не пожертвует собой, лишив миссию всякого смысла.
Герой Чадова в этот раз просто уходит в закат. Никаких судов за подделку документов и самовольную прогулку по зоне боевых действий в чужой стране в это раз не будет.
В итоге мы имеем, что Алексей Чадов переделал под себя финал «Войны», зачем-то снял её сиквел, который никто не просил. Режиссер-дебютант взял ту же музыку, те же сюжетные повороты, тот же женский голос, переводящий английскую речь, но успеха первой «Войны» не удалось повторить даже близко.
Во-первых, конфликт в Сирии далеко не так сильно волнует россиян, как чеченские войны. Фильм не объясняет, за кого и за что воюют россияне и американцы, почему между ними есть противоречия.
Во-вторых, у Балабанова была возможность критиковать правительство тех лет, а у Чадова или кого-либо еще сейчас — нет. Хотя в фильме есть сцена, где Иван винит Ельцина в сирийской войне, что довольно забавно.
В-третьих, «Война» 2002 года — антивоенный фильм, а «Своя война» — провоенный. Тут герои с экранов кричат «русские своих не бросают», военный пафос присутствует в каждой боевой сцене. В финале показанное можно и вовсе воспринять, как рекламу ВС РФ.
Как и в оригинале, Чадов вводит напарника-чеченца, но никаких противоречий между героями не будет. Кавказец говорит, что навсегда запомнит те войны, но теперь ему очень нравится, как выглядит Грозный и, мол, Сирия когда-то будет такой же. Выводится из сюжета чеченец так же легко, как и попал туда.
Складывается ощущение, что Чадову очень хотелось снять продолжение «Войны», но за 19 лет он так и не понял, что хотел сказать. Понятно, что его не устроило, как Балабанов обошелся с его персонажем, но, кроме редактуры героя Ивана Ермакова, в фильме нет ничего запоминающегося.
Плотная связь с «Войной», действительно, идёт только во вред картине Чадова, но его сценарий ещё и сам по себе выглядит вторичным, а сюжет сшитым белыми нитками, вызывая недоумение практически на каждом ходу.
Герой, как в компьютерной игре, идет от одного квеста к другому. Те, кто встречается ему на пути, нужны только для того, чтобы похвалить за выполненное задание и выдать новое. Сама война напоминает матч страйкболистов из первых кадров, никаких её ужасов (кроме нескольких кадров уничтоженного города) нам не покажут.
Прошло 20 лет, и кино Балабанова, к сожалению или к счастью, всё ещё не утратило своей актуальности. Пройдёт 20 минут, и про фильм Чадова уже мало кто вспомнит.
12+
Александр Губкин.



