ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования, посвящённого общественному восприятию социологических опросов.
За весь период мониторингового исследования ВЦИОМ (с 2005 года) доля россиян, в той или иной степени признающих важность социологических опросов, лишь трижды опускалась ниже 80% — в 2008 году (76%), 2012 (71%) и 2013 (69%), что свидетельствует о стабильно высокой степени единодушия в этом вопросе. Сегодня опросы общественного мнения считают нужными 9 из 10 россиян (90%), в том числе 47% заявили, что они безусловно нужны.
В оценках объективности социологических опросов россияне чуть менее оптимистичны: в общей сложности 73% полагают, что они отражают действительные мнения граждан. Это один из самых высоких показателей за весь период наблюдений. Однако социологам по-прежнему есть к чему стремиться: абсолютное доверие к опросам сегодня демонстрирует каждый шестой (17% считают, что они «безусловно отражают» мнения граждан), тогда как максимум был зафиксирован в 2015 году — 29%.
Доля сторонников противоположной точки зрения за последний год практически не изменилась: по мнению каждого пятого, массовые опросы не отражают мнения граждан (19%). В сравнении с 2021 годом доля таких ответов снизилась в 1,5 раза. При этом чем больше населенный пункт, тем выше убежденность в необъективности опросов: среди жителей сел показатель достигает 15%, в Москве и Санкт-Петербурге — 25%.
После непродолжительного снижения в 2021 году рост индекса доверия социологическим опросам возобновился — в 2022-м он вырос до 31 пункта (+8 пунктов за год), а в текущем году — до 34 пунктов из возможных 100.
За последние 15 лет убежденность россиян в том, что результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности, заметно укрепилась: доля согласных с этим суждением выросла за рассматриваемый период с 56% до 66%. Чаще эту точку зрения разделяют работники бюджетных учреждений (76% против 68% среди работников коммерческих организаций) и жители одной из столиц (73% против 63% в селах). Не согласны с тем, что результаты опросов используются в целях повышения эффективности политиков и бизнесменов, четверть опрошенных (25%).
При этом в российском обществе по-прежнему распространено мнение, что результаты опросов общественного мнения часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы влиять на людей, склоняя их к определенному поведению (53%).
Доверие результатам опросов общественного мнения идет рука об руку с доверием социологам; главным виновникам сегодняшнего торжества россияне в среднем доверяют на «тройку с плюсом» — 3,6 балла из 5, за последние шесть лет прирост показателя составил 0,3 балла (2017 году — 3,3 балла). Для поддержания такого тренда необходимы основательная работа с публичным имиджем профессии социолога, повышение прозрачности и открытости деятельности и, конечно, соблюдение этических стандартов при проведении исследований.