Завтра в Архангельске +2°CСеверодвинске +1°CОнеге +1°CВельске +1°CМирном +2°CШенкурске +2°CЯренске +1°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 30.11.2025 22:26

Ведь рождены мы пацанами

03.12.2023 14:30
Рецензия на сериал «Слово Пацана: Кровь на асфальте» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Жора Крыжовников.

В главных ролях: Иван Янковский, Рузиль Минекаев, Леон Кемстач, Елизавета Базыкина, Анна Пересильд, Анастасия Красовская, Сергей Бурунов, Юлия Александрова.

Премьера 9 ноября 2023 года. 

Настали времена, когда любой правильный россиянин должен задуматься, а тем ли он занимается, смотря «Властелин колец», где Сэм, кажется, как-то нездорово поглядывает на Фродо. Похоже, теперь только и остается наблюдать за чёткими пацанчиками и прочим быдлом, надеясь, что эти-то наверняка не геи, хоть и обнимаются с братанами чаще, чем с женщинами.  

Да, сегодня речь пойдет о сериале «Слово пацана», который уже несколько недель рвёт топы по просмотрам. Народ в комментариях ностальгирует о том, как весело и приятно было получать по голове в школьные годы, кто-то делится своими историями участия в различных группировках и простых стрелках формата «школа на школу». В тех же комментариях разгораются понятийные конфликты, начинается пояснялово и выяснения, кто был пацаном более честным и справедливым. Причем, судя по профилям, есть, что вспомнить о жизни пацанской и тем, кто рос во время развала СССР, и тем, кто тогда только был в планах родителей. 

В общем, наблюдать за этим зоопарком, где люди развлекают сами себя, ожидая новой серии, довольно весело. Не весело смотреть на реакцию чиновников, а именно на омбудсмена по правам ребенка в Республике Татарстан Ирину Волынец. Женщина наткнулась на видео, где казанские школьники играют в снежки (!) и ломанулась во все инстанции с криками, что стрелки за район вернулись. Вот, мол, до чего ваши сериалы довели. В итоге Роскомнадзор возбудился и теперь будет искать в «Слове пацана» какие-то традиционные ценности. 

Лихие люди были во все времена — чем не традиционная ценность из глубины веков? Волынец, как принято говорить в сериале, «попутала» причину и следствие. Это не Джек Потрошитель начал резать девушек, насмотревшись фильмов про себя, а творцы вдохновились образом маньяка и стали писать и снимать о нём. То, что описывается в сериале уже произошло, поэтому неясно, что хочет запретить чиновница: чью-то молодость, право на ностальгию или гопников, как социальный слой?  

С другой стороны, авторы «Слова пацана» не скрывают, что часть денег взяли от государства, в титрах есть имя Фёдора Бондарчука и ещё пара фамилий людей из кинобизнеса, близких к власти, поэтому не исключено, что все эти чиновничьи возгласы о запретах — лишь пиар-ход. Сложно поверить в то, что одной рукой государство даёт деньги, а второй снимает с проката уже готовый продукт, который ему явно показывали до релиза. 

Впрочем, решение РКН уже не так важно, ведь мы видели 5 из 8 серий и в следующий четверг увидим и 6 эпизод. Впечатления получены, кому есть, о чем поностальгировать - поностальгировал, а без завершения историй героев мы как-нибудь переживем, тем более понятно, что варианта развития событий там два: тюрьма или могила. 

Лично я презираю всю эту пацанскую философию, терпеть не могу Ласковый май и прочую попсу конца 80-х, стиль гопников из сериала меня откровенно бесит, как и группа АИГЕЛ, чья композиция (одна на весь сериал!) служит главным саундтреком, но… Всё это не помешало получить удовольствие от увиденного. То ли во всём виновата глубина погружения авторов в тему ОПГ, то ли неоправданность собственных ожиданий увидеть типичное творение Жоры Крыжовникова, то ли интересная история, а может и всё вместе. 

Сериал переносит зрителя в Казань 1988 года — эпоху расцвета местных городских ОПГ, состоящих в основном из школьников, начиная с 5 класса. Именно Казань раньше всех в Союзе узнала, что такое уличная организованная преступность. Еще в 70-е годы по улицам столицы Татарстана бегали школьники с арматурой и калечили всех, кто попадался им на пути. Таким образом первая советская группировка Тяп-ляп заявляла о себе. Меньше, чем через год город был поделен между десятком ОПГ. «Борисковские», «Тукаевские», «Павлюхинские», «Хади Такташ», «Жилка», «Ново-татарская слобода» и другие банды называли себя в честь района или улицы, где жили и учились. К 1988 году своя мелкая ОПГ была уже в каждом дворе и названия стали совсем уж смешными, например, «Домбытовские», так как магазин Дом быта — единственное примечательное место в округе 5 соседних домов. 

Фраза, — «Чушка, ты с какого района?» была вместо «Добрый вечер» именно в те годы, а в отдельных уголках нашей страны не исчезла и до сих пор. 

Примечателен был и возраст участников ОПГ. Мужчина за 30 — это большая редкость, если таковой и был в составе группировки, то явно имел должность лидера. Основу банд составляла «скорлупа» или «шелуха» — школьники 10-14 лет, выше них стояли «супера» — школьники 14-17 лет, остальные были старшими. Те, кто не состоял ни в какой группировке именовались «чушпанами», «чушками», «чухнёй» и подвергались различным унижениям и мелким грабежам. Для ровного пацана «раздеть чушпана — не западло».

Причем школьнички не стеснялись мочить друг друга на свежем воздухе всем, что попадалось под руку и имело вес. Большой популярностью пользовались прутья арматуры и стальные цепи с приваренными подшипниками. В казанской уличной драке могло прилететь чем угодно: доской, велосипедной цепью, кирпичом, амбарным замком, чайником с водой. Особенно крупные стычки не обходились без трупов, причем, погибали натурально дети и погибали за то, что кто-то на районе пошутил про мамку кого-то с другого района. 

Старая школа практиковала пробеги по городу: группы мелких сволочей носились по улицам, били арматурами прохожих, громили магазины и первые этажи домов. Например в 1978 году тяпляповцы прокатились по району с огнестрелом. Итог пробега: несколько десятков раненых, в том числе и милиционеры, да двое убитых. Уничтоженное имущество не в счет. И всё это не ради бизнеса, денег или новых территорий. Люди просто хотели видеть хаос вокруг себя. 

Интересен был и кодекс чести казанских гопников, который вскоре распространился по всем странам бывшего Союза. Изначально в Тяп-ляп, «Хади Такташ» и других группах старой школы запрещались алкоголь, сигареты и наркотики, но время шло, нравы смягчались и к 90-м про ЗОЖ почти все благополучно забыли. Ещё нужно было быть гопником-рыцарем: защищать своих, не воровать последнее и прочие мелочи, о которых забыли еще быстрее. 

Не стоит путать пацанские понятия с воровскими, хоть они и во многом похожи. Уличные не слишком-то любили «синеву», чему в сериале посвящена цела серия. На словах пацаны сбивались в банды, чтобы поддерживать порядок на районе и не давать в обиду своих, поэтому с ворами и убийцами им якобы было не по пути. Это потом многие гопники сели, вышли и уличное плотно перемешалось с уголовным. 

Вот в таком городе просыпается пионер-отличник Андрей. Зрителя знакомят с главным героем в время его занятий на нарисованном пианино. Бедный советский школьник должен по памяти воспроизводить ноты в голове и помнить, что пора бежать в школу, прижимаясь к стенке каждый раз, когда из-за угла слышится знакомое «Э!». 

Андрею удаётся добежать до автобуса без приключений, но в последний момент в салон залетает бритый парень с пробитой головой. Буднично прикладывая снег к сочащейся ране, гопник стреляет мелочь у скромных ровесников, требуя одного из них попрыгать, прописывает в лицо за попытку скрыть пару копеек и уходит по своим делам. 

В этот же день Андрей узнаёт, что нового знакомого зовут Марат, поскольку отличника просят подтянуть отстающего гопника по английскому языку. Ребята сближаются, находят общие темы, Марат показывает Андрею пару ударов, а тот за это играет Седую ночь на пианино. 

В отличие от Андрея, Марат вырос на улице, его старший брат — Вова, проходящий службу в Афганистане, считается одним из самых уважаемых людей в районе.

Старый друг Андрея тоже времени зря не терял, вступил в другую ОПГ и теперь сам трясет мелочь с бывшего товарища. Устав терпеть унижения, главный герой берет ситуацию в свои руки, проходит обряд посвящения и вступает в ряды Универсама — банды, члены которой, собственно, живут рядом с универсамом. 

Отметим, что в сериале упоминаются как реальные названия группировок, так и выдуманные. Например, интернет ничего не знает про Универсам, но такая ОПГ вполне могла существовать. Её логотип «УКК — Универсам — короли Казани» явно был вдохновлен тяпляповским «ТК» с короной сверху. А вот логотип реальной группы Разъезд — «RZD» — авторы заменили на «RAD», ибо в той сцене герой мочится на граффити с этой надписью.

С этого момента для Андрея начинается новая жизнь, состоящая из драк, безумных поступков и уголовных преступлений. В той же первой серии появляется единственный персонаж, которому хочется искренне сопереживать — пьяный московский панк. Сначала истинный герой этой истории обоссывает одного из малолетних преступников, потом дает отпор нападавшим, а после сдает одного из них в милицию. Одним словом, настоящий Гражданин с большой буквы. 

Далее нам покажут развитие Андрея и Марата в криминальном мире: один едва не убил человека, но был явно готов это сделать, а второй едва не лишился уха в очередной разборке за видеомагнитофон. В любом хорошем фильме про мафию интересно смотреть, как новичок совершает всё новые и новые преступления, сохраняя верность дону и «Слово пацана» — не исключение. Очень хочется узнать, когда 15-летний подросток достигнет морального дна, какое именно деяние заведет его в тюрьму или на путь исправления. 

Сериал живет не Андреем единым. Например, отлично прописана линия второстепенного персонажа — молодой милиционерши из ПДН. Именно с ней связана отличная сцена, когда девушка в погонах и молодой гопник вместе напевают «Перемен! Требуют наши сердца!» 

Авторы много времени уделяют тому, как преступная жизнь в юном возрасте отражается на семье и учебе, показав сразу три семьи, внезапно узнавшие, что их ребенок вступил в ОПГ. Страшновато такое писать, но после всех частей «Горько» и «Самого лучшего дня» у Жоры Крыжовникова получилось прописать нормальные человеческие семейные отношения. 

Приятно, что в каждой серии показаны последствия преступлений героев. В первой же серии Андрей встает на учет в комнату милиции за грабёж и в каждом последующем эпизоде у него есть миллион шансов встать на путь исправления, но до сих пор пацаны были для него важнее семьи или будущего. 

Писать такое дважды страшно, но не все актеры в работе Жоры Крыжовникова раздражают одним своим видом. Более того, такая актриса всего одна и, думаем, вы уже догадались, кто это. Самые колоритные уличные лица у актеров Рузиля Минекаева, играющего Марата и Льва Зулькарнаева, играющего старшака по кличке Зима. Остальной каст тоже гораздо больше похож на гопников, чем на второкурсников ВГИКа. Иван Янковский наконец-то научился играть и очень хорошо попадает в образ солдата-афганца с выгоревшими усами и молодцеватой выправкой. Даже Иван Макаревич научился играть и прекрасно копирует повадки отца в роли рокера по кличке Джон. 

Не научилась играть только Юлия Александрова — постоянная актриса всех фильмов Крыжовникова. Каждая сцена с ней — это жгучая боль, сопровождающаяся острым желанием перемотать вперед. Всю свою карьеру Александрова играет истерящих и рыдающих женщин и каждая из её ролей одинаково отвратительна. Одни и те же рыдания с одним и тем же лицом кочуют из «Горько» в »(НЕ)идеального мужчину», оттуда в «Страну чудес» и вот теперь всплыли в «Слове пацана». 

Наверное, Жора Крыжовников заключил сделку с Дьяволом, где было сказано, что он начнет снимать популярные в народе фильмы, но за это в каждой его работе будет Юлия Александрова. Раньше они были мужем и женой и её наличие титрах было понятно, но пара рассталась в 2021 году. За что, Жора? За что?

Причем, истерит в кадре не только Александрова. Сергей Бурунов тоже играет родителя, разочаровавшегося в сыне, и у его персонажа тоже есть сцены громких ссор, но в Бурунове видишь отца, у которого опустились руки, а в Юлии Александровой видишь только Юлию Александрову, которую бросил Нагиев из другого фильма. 

Еще можно было бы придраться к тому, что на героях слишком быстро заживают повреждения организма, но, во-первых, мы не знаем, сколько времени проходит между сериями, а, во-вторых, надо сказать спасибо, что после каждой драки герои ранятся, получают синяки и рассечения. Когда сериал непродолжительный, то ближе к концу, видя, что герои смертны, начинаешь переживать за их судьбу. 

Что касается правдивости показанного, то, зная о казанских группировках только по передаче «Криминальная Россия», тут тяжело придраться. Пробеги упомянуты, стрелки показаны, профессиональный жаргон используется, персонажи одеты согласно эпохе, все новые голубые указатели убраны с улиц, там, где надо, на компьютере затерты высотки, а остальную фактуру создает российская действительность, которая не слишком поменялась с тех лет. 

Каждый спальный район любого крупного российского города — идеальная локация для съемок истории о гопниках. 

И, наверное, таких фильмов должно быть больше. Как ни печально это признавать, но большая часть населения страны ассоциирует себя именно с такими вот пацанами. Поколение 90-х выросло, уже воспитывает своих детей и готово ностальгировать, а значит аудитория у фильмов на уличную тему будет всегда. 

Положительная сторона вопроса состоит в том, что это и есть наш современный русский колорит. Иностранцы до сих пор дико прикалываются с каноничного образа русского гопника. Сколько фильмов снято про ирландцев в Америке, а это, по сути, такие же чёткие ребята, только, в основном рыжие. Так чем мы хуже? 

Главное, не слишком заигрываться в эту тему, а не то сегодняшние первоклашки снова захотят быть похожими на Сашу Белого или утырка Килу из Бумера. 

Если 5 серий «Слова пацана» запоем будет мало, то рекомендуем продолжать заряжаться пацанской мудростью во время просмотра «Одиссеи 1989», «Меня зовут Арлекино», «Дорогая Елена Сергеевна» или «Пять бутылок водки». 

18+

Александр Губкин. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле