Многие архангелогородцы воспринимают деревянные тротуары как уникальный бренд столицы Поморья, но их непрактичность заставляет страдать тех, кто по ним действительно ходит.
Из-за неоднозначного отношения к мосткам Дмитрий Морев разместил опрос на своей странице «ВК», позволив людям самим решать судьбу деревянных настилов.
Градоначальник отметил, что в 2023 году силами горадмина было отремонтировано лишь 16 процентов таких тротуаров, и напомнил, что асфальтовое покрытие не требует столь пристального внимания и ремонтов дважды в год:
— Постепенно тротуары из дерева заменяются асфальтом или плиткой — при ремонте дорог по президентскому нацпроекту БКД и по инициативе жителей округов, при строительстве новых домов и благоустройстве территорий. Этот естественный процесс применения более современных и долговечных материалов можно сдерживать или усиливать. По какому пути нам идти, хочу спросить у горожан, чтобы учесть в планах следующих лет.
Архитекторы и дизайнеры сейчас всё чаще возвращаются к использованию натуральной древесины в оформлении скверов. В Архангельске новый формат деревянных настилов — «парящие» дорожки — уже обустроены на Буяновой пристани, в Молодёжном сквере, на территории отдыха в районе Воскресенской и Обводного канала, в Белом сквере у КЦ «Соломбала-Арт».
Но подобные решения применяют не только в нашем городе, а вот настоящие деревянные тротуары — уникальная, исторически сложившаяся, особенность Архангельска. Именно поэтому к вопросу сохранения или замены мостовых нужно подходить взвешенно, с учетом мнения архангелогородцев.
Комментарий редакции.
Сейчас в опросе лидирует вариант «Оставить только туристические маршруты в центре города и в Соломбале», на втором месте «Максимально сохранять мостки во всех округах» и лишь 15% респондентов проголосовали за «Постепенно заменить всё».
От лица человека, каждый день добирающегося по мосткам вдоль улицы Красных партизан до остановки и обратно, отметим, что такие тротуары в ХХI веке — это ненужный атавизм. Каждую осень и весну деревянные тротуары начинают плавать и ходить по ним становится нереально. Ливнёвки в Соломбале нет, поэтому из года в год настилы плавают в лужах глубиной в полметра, а пешеходы идут по проезжей части, ибо больше негде.
После схода воды из мостков регулярно пропадает пара-другая досок, некоторые начинают шататься и проваливаться. Никогда не знаешь, где по пути до дома соломбальца поджидает вьетнамская ловушка. В таком неприглядном виде тротуары стоят всё лето, а зимой их не видно под снегом. Мостки нереально расчищать техникой, а дворников с лопатами на них не хватает. В гололёд мостки скользкие, в снегопад — непролазные.
И это уже не говоря о том, что на деревянных тротуарах едва расходятся два человека. Женщин с коляской приходится пропускать, спрыгивая на обочину, которая часто является либо натуральным болотом, либо грязной кашей.
Пару километров мостков в районе Чумбаровки можно оставить и следить за ними, как за культурным достоянием, но в остальном городе это наследие прошлого века должно быть ликвидировано.
Мостки в любом случае останутся в деревянных кварталах, поскольку туда благоустройство не дойдет, похоже, никогда, и любителям экстремального туризма всегда можно будет показывать коренных поморов, передвигающихся по деревянным тротуарам, а улицы заслуживают достойных асфальтированных тротуаров, желательно выше уровня проезжей части.
Соломбала же давно просит приличную деревянную набережную вдоль течения Соломбалки. Досок, которые ежегодно тратят на ремонт мостков, хватило бы на несколько таких променадов.