По мнению Русинова, на каждом этапе становления появляются личности, которые тебя ведут. Не в смысле — за тебя что-то решают, а своими профессиональными и человеческими качествами помогают определиться с будущим.
— В школьные годы — это мой учитель истории Нина Алексеевна Карельская, определившая мой выбор профессии. Я стал учителем истории. Если бы по точным наукам и по филологии были бы преподаватели, ей подобные, возможно, всё было бы по-другому. История для меня стала самой важной темой, — откровенно говорит Русинов. — Не скрою, у меня были способности ко всем школьным предметам. Учился на четыре и пять.
Переориентация на гуманитарные науки произошла чуть позже. В студенчестве своим наставником считаю руководителя моей дипломной работы Георгия Георгиевича Фруменкова. Это был человек-глыба. Ректор, профессор, доктор исторических наук. Его лекции, семинары изобиловали глубокими знаниями предмета. Он прошёл Великую Отечественную войну, стал преподавателем от Бога. Вообще, вся плеяда преподавателей ПГУ имени Ломоносова была сильная — это и Юрий Константинович Новожилов, и Анатолий Александрович Куратов.
Могу много и долго перечислять эти знаковые для меня имена. Отмечу отдельно Ирину Фрэдовну Циммерман, преподавателя истории Древнего мира. Из 20 века погрузить молодёжь в мир глубокой старины, пожалуй, было нереально, а она смогла нас не просто заинтересовать, но и довести до понимания, что такое, например, ипотека в Древнем Риме. Это сегодня каждый второй знает, что это такое. А тогда? Когда я стал учителем и пришёл в первую онежскую школу, не просто от звонка до звонка отработать годы по распределению, а освоить на практике приобретённую специальность, мне очень помогала Галина Александровна Коногина, учитель истории. Галина Васильевна Сокольникова — филолог также сыграла важную роль в моём профессиональном становлении.
И сегодня, работая министром образования Архангельской области, Олег Русинов отмечает, что, общаясь с педагогами, до сих пор у них учится. Среди сегодняшних ярких имён он называет Ирину Белозёрову, учителя начальных классов третьей новодвинской школы, чьи дела — пример для многих детей и взрослых. Александра Сорокина — выпускника исторического факультета ПГУ, директора 21-й гимназии, проявившего себя блестящим учителем и грамотным управленцем. Наталью Чижову — директора 23-й школы. Учреждение под её руководством образцово-показательное.
— Они не только учат, но и руководят большими учреждениями, которые нужно содержать, ремонтировать, оснащать. Капитальные ремонты — это всегда непросто, — подчеркнул Олег Русинов. — Мы за два года отремонтировали 35 школ региона. Кому-то покажется, мало. А ведь школы все разные: большие и маленькие. Задачи у школ тоже отличаются. Возьмём 7-ю школу в Майской Горке, куда приезжал президент РФ. В ней кластерный подход к обучению: лесной, судостроительный, туристический, культурный, образовательный кластеры. И ведь не возникло вопроса с востребованностью специалистами. Каждый год в школы Поморья мы принимаем около двухсот молодых педагогов. Мы обеспечиваем себя кадрами самостоятельно. Педагогическое сообщество нашего региона достаточно сильное.
По мнению Русинова, в формировании престижа профессии сыграл свою положительную роль 2023-й — год педагога и наставника. Большой объём информации об учителях, воспитательном и образовательном процессах, преобразованиях в инфраструктуре школ и вузов помог повысить качество педагогической деятельности.
— Жизнь продолжается. Работаем и дальше, несмотря на завершение года педагога и наставника. Школы строятся и ремонтируются, дети учатся, педагоги трудятся, воспитательный и образовательный процессы идут. Государство отмечает учителей, их труд, стремление развиваться. Это государственные и ведомственные награды, это и знаки отличия, почётные грамоты президента РФ и медали «За заслуги перед Отечеством», премии. Считаю, что педагогов в стране ценят. А если рассматривать только с потребительской точки зрения, всегда будет мало, сколько не дай, — сказал министр.
Говоря о наставничестве, Олег Русинов обозначил, что учитель и наставник — это не одно и то же. Не каждый педагог может быть наставником. Поскольку наставник — тот, кто ведёт, делится опытом, подсказывает. Значит, полагает министр, и стимулирование этого вида деятельности должно быть предусмотрено.