Режиссёры: Вера Кричевская и Ксения Собчак.
В ролях: Анатолий Чубайс, Александр Коржаков, Дмитрий Медведев, Людмила Нарусова, Владимир Путин, Ксения Собчак.
Премьера: 12 июня 2018 года.
Перед прошлыми выборами президента в 2018 году очень вовремя вышел фильм о становлении государства российского после развала Союза. Точнее, не о всей России в целом, а о Ленинграде, ставшем Санкт-Петербургом. Если еще точнее, то фокус ленты был сосредоточен на Анатолии Собчаке и его ближайшем окружении.
Название «Дело Собчака» отсылает не то к делу уголовному, не то к делу его жизни, которое живет. Ни то ни другое в 2018 году актуально не было.
Ещё 1997 году в Санкт-Петербурге было открыто уголовное дело № 18/238278-95 — о злоупотреблении полномочиями высокопоставленных сотрудников городской мэрии. Анатолия Собчака только что проиграл выборы своему бывшему заместителю Владимиру Яковлеву и почти немедленного получил обвинения во взяточничестве от команды Яковлева.
Не было никакой другой причины выпускать кино о Собчаке в 2018 году, кроме необходимости напомнить о молодости Владимира Путина. Впрочем, в тех выборах участвовала ещё и режиссер «Дела Собчака» Ксения Собчак. Ей тоже нужно было показать избирателям, откуда вышла она сама.
Само собой, не стоит надеяться на объективность документалки, если её снимает родная дочь главного героя, но Ксения Анатольевна всё-таки не стала делать откровенно комплементарное кино. Без замалчиваний и создания положительного образа политика не обошлось, но это не так бросается глаза на фоне уникальных архивных хоум-видео семьи Собчаков.
За кадром остаются многие неудобные, но значимые эпизоды и явления из жизни страны и Петербурга: деятельность Собчака на мэрском посту, состояние городского хозяйства, октябрьский конституционный кризис 1993-го года, чеченская кампания, бандитский беспредел, приватизационные махинации.
Двухчасовой хронометраж сложно назвать удачной затеей: фильм откровенно буксует на сюжетных поворотах и навешивает много ненужной лапши на уши. По сути, это очередной выпуск передачи «Осторожно, Собчак»: в фильме очень много интервью, причем не все респонденты имели прямое отношение к бывшему мэру Петербурга.
Порой камера как будто специально фокусируется на лицах «питерских» — Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Алексея Кудрина и Анатолия Чубайса, которые внимательно смотрят куда-то вдаль. На их фоне сам Анатолий Собчак выглядит поблекшей фотографией. Его дочери так и не удалось показать отца действительно живым человеком. Даже в интервью с матерью остается образ серого кардинала политики 90-х.
Играя на свой образ либерального кандидата, Ксения Собчак и своего папу из документалки постаралась сделать таким же. В кино довольно прямолинейно намекают на уравнение, где Собчак = свобода. Люди, помнящие героя фильма живым, не согласились с такой подачей, но аудитория в целом хорошо приняла этот образ.
Ксения Анатольевна уклончиво отвечает, был ли её отец коррупционером. В этой части фильма все чаще мелькают слова «видимо», «вероятно», «возможно». Если коротко, то «Собчак скорее всего воровал, но немного, особенно по сравнению с сегодняшними масштабами».
Суть не в этом, и главный заявленный конфликт — история о том, как темные силы в лице гэбистов ополчилась против питерского мэра, настроила против него Бориса Николаевича и довела Собчака до сердечного приступа. Но конец в этой мрачной сказке хороший. Положительным героем внезапно выступает Владимир Путин, спасший Собчака, отправив его на лечение во Францию.
К слову о Путине: его в фильме действительно много. По сути, президент тут третий по значимости персонаж, но ничего крамольного или сильно подобострастного о главе государства Собчак не говорит. Да, сделан акцент на наведении порядка в стране приемником Ельцина, но больше никаких оттенков в образе ВВП нет.
Приятно было увидеть живое интервью с Владимиром Путиным, которого Ксения Собчак посетила лично. Вставки с президентом интересны только своим наличием: не каждый день глава государства врывается в частные документалки. Ничего сенсационного глава государства не сказал, уклоняясь от большинства вопросов.
Например, на «Вышел бы Собчак на площадь в 2011 году?» Путин отвечает: «Он ничего не сделал бы, что могло бы навредить главе государства».
После просмотра сложилось впечатление, что имели смысл всего 3 интервью: с Путиным, с женой Собчака — Людмилой Нарусовой и ведущим передачи «600 секунд», чье имя сегодня под запретом. При раскрутке «Дела Собчака» упоминалось, что Ксении впервые в истории удалось позадавать вопросы главе Росгвардии Золотову, но генерал армии и бывший охранник мэра Петербурга был не слишком-то откровенен и фильм вполне обошелся бы без него.
Кадры с Нарусовой — самая милая часть документалки. Семейные воспоминания часто перебиваются домашними видео с маленькой Ксюшей и смотреть за бытом одного из самых влиятельных политиков, предаваясь ностальгии, действительно приятно.
В любом случае, спустя 6 лет, очень не хватает больших, дорогих и относительно честных документальных фильмов о героях 90-х. Наверное, все-таки, хорошо, что Ксения Собчак решила оставить в истории кино о своем отце, пусть и из корыстных побуждений.
18+
Александр Губкин



