Речь идёт о фирме «Цифрал». Это домофоны. Люди делятся на две категории — одни живут с домофоном, другие обходятся без него, и есть даже такие, кто никогда с «Цифралом» не связывался.
Но… вдруг людям стали приходить счета. Редакция располагает несколькими фактами, когда граждане никогда не подключали услугу домофона. В их квартирах нет приемного устройства — трубки, чтобы ей можно было пользоваться.
По условиям любого договора, в случае неоплаты услуг предоставление услуги должно прекратиться, соответственно должны прекратиться начисления за услугу. Но тут не на тех напали.
Ощущение, что «Цифрал» хочет денег, а, к примеру, маленький дом обслуживать не интересно. Поэтому жильцам из маленького дома сначала не посылалось ничего, потом появились квитанции о якобы задолженности, потом куда-то пропали после жалобы в ГЖИ (ГЖИ в ответе на жалобы пишет, что «предоставление услуги прекращено»).
Теперь с 1 февраля 2024 в «Цифрале» или в структурах, близких к этой фирме, кто-то придумал взыскивать оплату за отсутствие услуги через муниципальное предприятие «Расчетный центр». Да, старых долгов уже нет. Есть новые с 1 февраля.
Дело тут ещё грустнее. Дело в том, что одному дому (небольшому) присылаются квитанции с долгом, а большому дому (к примеру) на Вологодской, 30 при тех же условиях (нет и никогда не было трубки, чтобы пользоваться домофоном) посылают предложения подключиться к домофону.
Квитанции идентичны с первыми.
Сотрудники «Цифрала» ответили, что первого дома вообще нет в списке. И долгов тоже по базе нет. И вообще квартира не подключена.
Но тогда как так получается, что по базе долгов нет, а в квитанции Расчетный центр выставляет и за февраль, и за март, да еще и сумма долга указывается.
ГЖИ (вообще, странная структура) в этот раз отвечает, что «для отказа от услуг и возврата ранее оплаченных средств Вы должны обратиться в «Цифрал», а также, что это услуга не жилищно-коммунальная, поэтому идите в суд.
Но ведь эту услугу прописывают в «Расчетном центре» в составе услуг ЖКХ! И всем без разбора начисляют.
И еще. Вроде как «Цифрал» изначально предлагал услугу домофонной связи, ее оказывают тем, кто платит и пользуется ей, но в квитанциях прописывают другое название — обслуживание домофонного оборудования, как будто жильцы дома обязаны обслуживать чье-то оборудование.
К примеру, «Ростелеком», «Вымпелком» сами обслуживают принадлежащее им оборудование. И начисляют плату за услугу, которую с помощью этого оборудования гражданам оказывают, платят деньги за аренду, что это оборудование установлено на доме + за электроэнергию, которую это оборудование потребляет.
Но «Цифрал» решил иначе. Почему граждане, все без разбора, должны платить за обслуживание цифраловского оборудования?
Тут замешивается ещё одна интересная тема. Дело в том, что «Цифрал-сервис» с 2020 года проводил работу по замене домофонного оборудования, которое ему помогала приобрести администрация области по программе «Безопасный город».
Оказывается, УК и ТСЖ в ряде домов проводили некие собрания с повесткой не просто заменить оборудование, а при условии заключения договора на его обслуживание. Это очень важно, т. к. если просто установить, то с тобой на услуги домофонной связи заключат договор от силы 50% собственников, а подменив услугу домофонной связи на услугу обслуживания оборудования, оператор системы может претендовать на 100 взыскание платы вне зависимости, есть в квартире трубка или нет.
Законность всего этого дела, на наш (конечно же, не самый профессиональный) взгляд спорная.
Открываем ГК РФ. Там есть статья 170 — про мнимость сделки.
Это когда под прикрытием одной услуги скрывается другая (вместо домофонной связи указывается обслуживание чужого оборудования, что не предусмотрено законом).
К тому же кто-нибудь заключал договор в письменной форме? Договора с человеком нет, а услуга начисляется.
Как так?
Тут важно понимать — одно дело, если договор на предоставление жилищных или коммунальных услуг — он распространяется на всех собственников дома вне зависимости от его наличия.
А вот договор на предоставление иных, не жилищных и коммунальных услуг, а хотелок, как то: услуги телефонной или интернет-связи, домофона, телевидения и прочих требует письменной формы и волеизъявления стороны договора.
При отсутствии заключенного с вами договора, нет и обязательств по оплате услуг и задолженности.
Далее…
С какой стати бремя обслуживания оборудования «Цифрала» возложили на нас, на жильцов?
Обратимся к статье 210 ГК РФ — бремя содержания имущества лежит на собственнике имущества. Домофонное оборудование является собственностью ООО «Цифрал-сервис», которое общество использует в коммерческих целях для получения прибыли.
Соответственно, ООО «Цифрал-сервис», а не жильцы дома должны нести расходы на обслуживание оборудования.
Ещё важно: установленное принадлежащее ООО «Цифрал-сервис», оборудование использует электроэнергию.
И «Цифрал» за эту электроэнергию платит? Если не платит, а прибыль извлекает, то это уже попахивает необоснованным обогащением.
И вообще, с собраниями, где принимаются решения по «Цифралу», всё очень спорно — ведь в силу жилищного законодательства собственники дома несут обязанность по содержанию общедомового имущества, к которым оборудование ООО «Цифрал-сервис» не относится.
Соответственно, обязанность собственников обслуживать чужое имущество в виде оборудования ООО «Цифрал-сервис» законом не предусмотрена. И итогами таких собраний владельцы управляшек и цифральщики могут оклеить свои туалеты.