Пожалуй, стоит извиниться за громкий заголовок, ведь данная идея очень сильно напоминает не что иное, как достаточно предсказуемую пиар-акцию.
Владелец ООО «Биолаборатория» Геннадий Иванов создал идеальную комбинацию для красивых новостей. В медиапространстве воедино слились бренд «Сколково», образ белого человека, поедающего личинок, и представления об экономической ситуации в стране. В результате получилась очень пугающая строчка: «Сколково собирается кормить россиян хлебом из мух».
Естественно, такая публикация не могла не разлететься по стране. За месяц данный инфоповод успели обсудить в западной части России, в Омске, на Дальнем Востоке и на югах.
На самом же деле до захвата рынка мушиным хлебом еще очень и очень далеко. Геннадий Иванов в каждом интервью говорит о скором выходе на федеральные объемы производства, но на деле его бизнес выглядит сомнительно и дальше пробной партии не зашел. В «Сколково» уже успели откреститься от бизнесмена-энтомолога. Центр сообщил, что компания «Биолаборатория» не базируется у них, а их ученые не имеют отношения к этой разработке.
Финансовые показатели ООО «Биолаборатория» тоже не говорят о компании, как о гиганте в сфере пищевой промышленности. К концу 2023 года на балансе у Иванова скопилось всего 114 тысяч рублей, выручка составила гигантские ноль рублей, а убыток — 200 тысяч.
Взносы в ПФР и выплаты по НДС равны нулю, и это неудивительно, ведь, по данным базы «Контур.Фокус», в организации официально не устроен ни один сотрудник. Это странно, ведь для выпечки хлеба нужен пекарь, а у пекаря обязана быть медкнижка, выдаваемая только по месту работы, что невозможно без официального трудоустройства.
Написано о чудо-бизнесмене много, но никакой конкретики. Пишется о фермах по разведению тропических мух под Новодвинском и в Вельске.
НО… Никакой информации о мушиных фермах в Новодвинске и под Вельском тоже найти не удалось. Все ссылки ведут к словам самого Иванова, которые не подкреплены ни фотографиями, ни иными доказательствами. В местных администрациях также ничего не знают о том, что у них под боком мух разводят.
К тому же, чтобы завезти в Россию насекомых в промышленных масштабах и легально, потребуется разрешение Россельхознадзора, а делать хлеб их тропических мух — нужна санкция ещё одного надзора — Роспотреб. В открытых источниках ничего об этих разрешениях мы не встретили, сам организатор тоже ничего об этом не говорит.
Где расположена пекарня, тоже неизвестно. В сети есть только снимок, сделанный якобы в Сколково.
А теперь включаем мозги: завозить мух из тропиков, везти их на Север, тут разводить, чтобы потом мёртвых отправлять в Сколково. Клёвая логистика.
К тому же, судя по всему, налоговая инспекция наверняка уже имеет вопросы: ведь, по данным «Контур.Фокус», по результатам проверки УФНС в апреле этого года место нахождения фирмы указано в ЕГРЮЛ недостоверно.
Кстати, место регистрации — Сколково, улица Нобеля. Но Сколково открещивается. Тоже как-то странно. Впрочем, это ж Сколково.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хлеб из мух — не более чем пыль в глаза ради пиара собственного имени. И мы даже подозреваем, где Иванов научился такой стратегии продвижения. В 2020 году он брал 4-часовые курсы в приснопамятном Агентстве регионального развития (АРР) Архангельской области.
Тамошним спецам не привыкать общаться с людьми, продающими воздух и, видимо, такой подход к бизнесу заразителен. АРР уже давно прослыло как место тусовки весьма специфических бизнесменов. 4 часа казённого времени потратили на помощь московскому бизнесмену, привозящему мух из тропиков неизвестно куда и неизвестно зачем. И вообще привозящего ли и каких мух?
Короче, помогли бизнесу. Есть бизнес в стиле деньги из воздуха, а есть деньги из мух.
Хотя…
Если бы с умом взяться за дело да без всяких схематозов, то, может, толк и был бы — насекомые реально полезные в еде. Кто бывал в Камбодже и Лаосе — не дадут соврать. Жареные в соевом соусе кузнечики, скорпиончики и личинки тараканов очень вкусны и питательны, особенно с пивком вечерком.
Мы созвонились с господином Ивановым по телефону, указанному в открытых источниках. Голос на том конце подтвердил, что принадлежит Геннадий Иванову, но не пожелал поздороваться.
Диалог получился занимательным и информативным:
— Можно узнать, где находятся фермы с мухами?
— Нигде.
— Можно ли посетить ваше производство?
— Нельзя. Мы агротуризмом не занимаемся.
— Где находятся ваши пекарни?
— Нигде.
После такой беседы напрашиваются два вывода: либо Геннадий Иванов невероятно скромный бизнесмен, либо его хлеб действительно «нигде», как и привезенные протеиновые мухи.