Есть в Архангельске на Серафимовича, 37 расселенная деревяга, на которую упал глаз местных уличных художников. По подписям удалось узнать двух известных в узких кругах граффитчиков под псевдонимами Ля и Кидис, но к проекту явно было приложено больше двух пар рук.
Получился довольно милый дворик, который без иронии можно назвать арт-пространством, главное, если поведете туда девушку или, не дай Бог, маму, то заранее предупредите, что вы пошли не закладку забирать, а приобщаться к прекрасному. Действительно, если не знать о выставке, то можно легко пройти мимо, и только своеобразная репродукция картины Марка Шагала, возвышающаяся над деревьями, намекает, что за забором может быть что-то интересное.
Собственно, этой здоровой аппликацией и каламбуром «Марк тут шагал» встречает посетителя «Сарайные хроники». Дальше каждый волен сам выбирать, как развлекаться. Вход во двор абсолютно свободный, никакого надзора нет, поэтому можно принести что-нибудь своё и стать частью проекта.
Крайне рекомендуем сделать несколько кругов и залезть во все щели, поскольку тот или иной перформанс может ожидать во всех плоскостях и ракурсах. В основном, сначала глаз цепляется за всякие милые детали из детства, потом восприятие чуть расширяется и то, что раньше казалось мусором, начинает обретать смысл, а после можно начать придумывать собственные сюжеты.
На наш взгляд, дело было так: в доме живет многодетная семья, дети растут, что называется, не у компьютера, папа давно ушел за хлебом (возможно, в соседний сарай) и не вернулся, мама с утра выбежала из дома, торопясь на работу, крикнула детям: «Ну всё, я пошла!», потом прошипела под нос «Блинъ, ключи» (очень грубо), вернулась и оставила ребят одних дома. В отсутствии взрослых те начали беситься и рисовать на стенах, рвать журналы и веселиться друг с другом. Результатом стала выставка «Сарайные хроники».
Во дворе есть как и забавные инсталляции вроде огороженной кучи мусора с надписью «Перформанс» или «Большой Попсовицы», есть что-то душевное, как батин гараж или девичьи рамочки с Аврил Лавин, есть мрачная и в первую секунду пугающая картина «Спать, спать и еще раз спать», а есть то ли ода любви к разлагающемуся деревянному Архангельску, то ли ностальгия по нему.
Художника Ля описывают как представителя антистиля. Его умение создавать образы из старых вещей видны на выставке во всей красе. Явная отсылка видна только в картине Шагала, остальные инсталляции свободны для интерпретаций. Не исключено, что в большинстве случаев художники просто баловались.
Вот, например, скульптура «Журналист».
На минуту просыпается ностальгический детский интерес от ползания по заброшкам, и авторы его оправдывают, закидывая интересные артефакты в не самые доступные с первого взгляда места.
Если упростить, то «Сарайные хроники» можно назвать местом сбора ЖЭК-арта. Когда весь город заставлен упоротыми поделками от населения — это трэш, хаос и бесхозяйственность, а если собрать самых ярких представителей вида покрышечных лебедей в одном месте — это уже колорит и искусство. Точно так же нужно поступить и с мостками. Сделать один деревянный тротуар в центре, расписать его под хохлому и лелеять для туристов, а остальные вынести на свалку истории и закатать в асфальт.
Полная экспозиция выставки уличных художников проживет до первых затяжных дождей, поэтому успевайте заценить. На закате всё увиденное должно быть ещё атмосферней. Только ступайте аккуратней, а то непонятно, ты сейчас простой камень пнул или нагадил прямо художнику в душу.