Рослесинфорг выпустил пресс-релиз, посвященный доходам от использования архангельского леса. По их данным, наш леспром только растет и всё ему нипочем.
Рослесинфорг сообщает, что за первые полгода 2024 года доходы от лесопользования в Архангельской области выросли почти на 24% по сравнению с первым полугодием 2023 года и превысили 1,53 млрд рублей.
Наибольшая статья доходов в области лесопользования у Поморья образуется за счет предоставления лесных участков в аренду — 1,25 млрд рублей. Основным видом деятельности на арендованных землях в Архангельском регионе является заготовка древесины, которая приносит большую часть лесных доходов региона. За два квартала этого года сумма дохода составила почти 1,22 млрд рублей, что превысило показатели прошлого года на 12%.
Доходы приносят и платежи арендаторов лесных участков, которые занимаются геологоразведкой и добычей полезных ископаемых: они уплатили 25,5 млн рублей.
Строительство линейных объектов принесло в бюджет 6,9 млн рублей, сумма платежей от рекреации достигла 2,2 миллиона.
Всего в Северо-Западном федеральном округе доход, полученный за первые два квартала 2024 года от использования лесов, составил порядка 8,7 млрд рублей. Это на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Александр Дятлов уверен, что неправильно радоваться одними только показателями доходов, игнорируя расходы и прочие факторы, не позволяющие нашему леспрому развернуться на полную. Председатель депутатского комитета по ЛПК обозначил 5 основных проблем отрасли.
Первое — проблемы, связанные с переходом на ФГИС-ЛК
С 1 января 2025 года на смену ЕГАИС-ЛЕС приходит новая система учета древесины ФГИС-ЛК, которая должна обеспечивать формирование реестра, где будут учитываться сведения о лесном хозяйстве страны. Электронная система объединит данные о лесничествах, информацию о древесине, сделках с ней и продукцией ее переработки, сведения о пунктах складирования заготовленной древесины и объектах лесопереработки. Туда же добавят данные лесоустройства, лесные карты, аналитическую информацию и прочие сведения.
Ключевая проблема в том, что электронные данные, загруженные в систему ФГИС-ЛК, могут существенно отличаться от фактических запасов древесины на лесных участках по их реальным характеристикам — породному составу, объему и сортиментному выходу. При возникновении расхождения с лесной декларацией ФГИС-ЛК будет фиксировать нарушение и блокировать процедуру оформления сопроводительного документа, либо сформирует его с пометкой о нарушении, что станет основанием для привлечения к административной ответственности лесопользователя.
Это может существенно усложнить производственный процесс (вплоть до длительных простоев) в связи с невозможностью продолжать рубку, пока не будут внесены изменения в проект освоения лесов и лесную декларацию.
Лесопромышленники с 1 января 2025 года будут обязаны отражать любые операции с древесиной в новой программе, а также оборудовать системами спутниковой навигации с автоматической передачей данных во ФГИС-ЛК всю свою технику, в том числе используемую для заготовок древесины, ее погрузки, вывозки, строительства дорог, включая лесовозные прицепы. Расходы по оборудованию новыми спутниковыми терминалами всей техники также предстоят существенные.
Стоимость комплекта на одну транспортную или техническую единицу составит не менее 35 тысяч рублей, а оборудование отдельных категорий транспортных средств, например, прицепов и полуприцепов, потребует внесения определенных конструктивных изменений, что также повлечет дополнительные траты.
Кроме того, уже сейчас технические специалисты, осуществляющие сопровождение ФГИС-ЛК, на обучающих курсах заранее рекомендуют лесопользователям подготовиться к ситуации, когда на протяжении первого квартала 2025 года существенно усложнится или будет являться невозможной подача лесных деклараций, так как система будет приводиться в соответствие с новыми требованиями. Если это произойдет, то в разгар сезона многие лесозаготовительные предприятия, которые заранее не побеспокоятся и не продадут планируемые объемы 2025 года до конца декабря 2024 года, рискуют остановиться до конца зимы.
Второе — ставки за аренду расчетной лесосеки также ежегодно повышаются
Так, например, если сравнивать с 2021 годом, то начиная с 2022-го по 2024 год арендная плата выросла примерно на 17%, а с начала 2025 года увеличится еще примерно на 4% — с учетом тех повышающих коэффициентов, которые официально утверждены.
Третье — железнодорожные перевозки
С осени 2022 года по настоящее время продолжаются проблемы в сфере перевозок. Лесопромышленники постоянно сообщают о том, что подвижного состава не хватает, отправляемые вагоны и платформы (как порожние, так и с лесными грузами) бросаются в пути и долгое время не могут дойти до грузоотправителя или грузополучателя.
Несмотря на то, что провозные тарифы РЖД каждый год только растут примерно на 8-10%, объемы перевозок лесных грузов снижаются и за два последних года упали более чем на 20%. С началом 2025 года РЖД планирует снова увеличить провозной тариф на 17%.
В конце августа-начале сентября текущего года ситуация в области железнодорожных перевозок резко ухудшилась. Значительная часть грузового парка, предназначенного для перевозок круглого леса, не едет от слова «совсем». Грузовые компании, предоставляющие подвижной состав, с начала года повысили плату за перевозку лесных грузов на 25-30%, а в определенных случаях поднимали ее более, чем на 50%.
Таким образом компании компенсируют свои финансовые потери и упущенную выгоду из-за длительного нахождения в пути вагонов и платформ, непредсказуемых сроков оборота подвижного состава. Если ситуация в ближайшее время не изменится, то негативных последствий не избежать. Объемы реализации упадут, выручки не будет. Уже к концу 2024 года, если не раньше, сокращаться придется по всем показателям, включая заработную плату и рабочие места.
Четвертое — инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Кредиты под высокие проценты предприятиям недоступны
Ключевая ставка ЦБ, начиная с 2022 года по настоящее время, увеличилась в четыре раза — с 4,25% до 19% годовых на фоне постоянного колебания цен на продукцию лесопромышленного комплекса, которые до сих пор не превысили показатели 2021 года.
Прибыль предприятий значительно упала, а многие из них несут нарастающие убытки.
Пятое — налог на прибыль с 1 января 2025 года также увеличится с 20% до 25%
— Если к этому ещё добавить задержку платежей из Китая, отсутствие помощи с реализацией пеллет, низкую цену на продукцию ЛПК в Китае, то можно прогнозировать, что большинство компаний (особенно на Северо-Западе) попросту будут работать в убыток.
Цены — это рынок, а рынку всё равно, какие наши затраты. Увеличение ставок фрахта не будет компенсировано ценой в Китае, — подытожил Александр Дятлов.