Сегодня в стенах Архангельского областного Собрания состоялась очередная сессия — законотворцы вновь собрались рабочим составом после летней паузы. Первым делом председатель АОСД Екатерина Прокопьева озвучила итоги дополнительных выборов в облсобрание.
Мандат по итогам дополнительных выборов в по 23-му избирательному округу (Няндомский и Шенкурский округа) получил Михаил Федотов. Он одержал победу, получив поддержку 38% голосовавших. Накануне депутат был принят в состав фракции «Единая Россия». Напомним, депутатское кресло было вакантно после наделения Ивана Новикова полномочиями сенатора — представителя от Архангельского областного Собрания депутатов.
На сессии парламентарии внесли изменения в областной бюджет на 2024 год, а также заслушали отчет об исполнении областного бюджета за первые шесть месяцев.
По итогам исполнения областного бюджета за первое полугодие 2024 года региональному правительству удалось найти возможности для пополнения доходной части бюджета: поступления выросли на 4,3 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но и вместе с тем растут и расходы — с учетом необходимости повышения оплаты труда «указным категориям» бюджетников, индексации социальных выплат с повышением МРОТ, выполнения финансовых обязательств при росте ключевой ставки и т. д.
— Сессия проходит в период формирования областного бюджета на предстоящий трехлетний период, поэтому депутаты рассматривают большой блок бюджетных вопросов. Сегодня идет очень серьезная, детальная проработка проекта главного финансового документа с учетом анализа доходной базы, изменений налогового законодательства, растущих социальных обязательств, — рассказала председатель областного Собрания Екатерина Прокопьева.
Депутаты внесли изменения в областной бюджет, согласно которым доходная часть бюджета пополнилась на 1,4 млрд рублей, расходная часть выросла на 3,4 млрд рублей. Благодаря налогу на доходы физических лиц в казну поступило дополнительно 601,6 млн рублей. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступления выросли на 264,2 млн рублей.
Налог на профессиональный доход принес дополнительно 48 млн рублей. Плата за пользование лесами дала в бюджет еще 144,3 млн рублей.
Дополнительные доходы позволили выделить средства на ряд социально значимых направлений. Так, 596 млн рублей предусмотрено на государственное регулирование тарифов (цен) на коммунальные услуги. На предоставление единовременных выплат молодым специалистам -педагогам выделено 8 млн рублей.
На выплаты участникам СВО и членам их семей запланировано 200 млн рублей. Еще 2 млрд рублей в бюджете заложено на модернизацию и строительство котельных на твердом биотопливе.
— В приоритете распределения доходов — субсидии на сферу ЖКХ, транспорта и СВО. Это две ключевые задачи в нашей работе, — подчеркнул председатель комитета областного Собрания по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике Игорь Годзиш.
Кроме того, депутаты приняли решение об индексации транспортного налога. Отмечается, что налог за 2025 год будет взиматься только в 2026 году.
Предлагается увеличить ставки налога в среднем на уровень накопительной инфляции за 2019–2023 годы, поскольку последняя индексация проводилась в 2018 году, а по большинству позиций налог не повышался с 2010 года.
Так, с 2025 года предлагается повысить ставку налога (с каждой лошадиной силы):
- для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно на 6 руб (с 14 до 20 рублей), от 100 до 150 л. с. включительно на 8 руб (с 25 до 33 руб);
- владельцы машин со средней мощностью двигателя в 72 л.с заплатят дополнительно 432 руб в год, при более мощном моторе, например в 112 л.с, сумма налога вырастет на 895 руб в год;
- для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 20 л. с. включительно на 2 руб (с 6 до 8 руб), от 20 до 36 л. с. включительно на 5 руб (с 12 до 17 руб);
- для снегоходов, мотосаней с мощностью двигателя до 50 л. с. включительно — на 6 руб (с 19 до 25 руб), свыше 50 л. с. — на 13 руб (с 37 до 50 руб);
- для катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно — на 10 руб (с 26 до 36 руб.), свыше 100 л. с. — на 52 руб (с 52 до 104 руб). То есть налог для владельцев самых ходовых лодок с мощностью двигателя 36 л. с. возрастёт с 936 до 1296 руб.
При этом сохраняются льготы по транспортному налогу для многодетных семей и участников СВО. Повышение также коснется яхт и других парусных судов, гидроциклов, самолетов, вертолетов и другие транспорта.
— У автовладельцев машин с двигателями до 150 лошадиных сил налог вырастет с 6 до 8 рублей, в год на 300-600 рублей. В то время как владельцы яхт, гидроциклов и другого мощного транспорта должны будут заплатить от 50 до 140 рублей за лошадиную силу.
Полученные средства позволят нам не снижать темпы дорожного строительства и ремонта дорог, проездов, тротуаров. Сегодня эта отрасль очень сильно ощущает рост цен. И предложенные изменения позволят синхронизировать налоговую политику с инфляционным давлением, — рассказывает заместитель председателя комитета по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике Надежда Виноградова.
Планируемые дополнительные доходы при реализации законопроекта составят 217 млн рублей, при этом 115 млн направят в муниципальные бюджеты на ремонт и содержание дорог местного значения.
— Данные увеличения продиктованы временем и в суммовом выражении думаю не станут значимыми для владельцев указанного транспорта. Что касается водного транспорта и мототехники, то как правило, это относится к определенным хобби граждан, на которые они готовы нести дополнительные расходы. Однако хочется обратить внимание профильных министерств правительства о необходимости улучшения инфраструктуры как для автомобильного транспорта-это конечно же строительство и ремонт дорог, развитие придорожной инфраструктуры.
Например до сих пор на территории области сохраняются платные переправы без альтернативы бесплатного проезда. По водному транспорту — у нас даже в акватории Архангельска нет заправочной станции для маломерного флота.
Мы говорим об этом уже больше года, правительству предложено готовое решение за счет частных инвестиций не требующее никаких финансовых затрат со стороны региона. Есть поручение губернатора по этому вопросу, но министерство транспорта региона в этом вопросе демонстрирует полное равнодушие и бездействие.
Продолжим эту работу. Безусловно плательщики транспортного налога должны получать соответствующую их запросам транспортную инфраструктуру, — считает член комитета по вопросам государственного управления, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Андрей Каракин.
***
Жители домов, уничтоженных в результате пожаров или аварий, не будут платить за капитальный ремонт.
Как рассказал председатель комитета по строительству, топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Виктор Заря, бывают ситуации, когда после пожара или другой аварии многоквартирный дом становится непригодным для жилья, но, его собственники обязаны платить ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
— Это связано с тем, что дом продолжает находиться в региональной программе капитального ремонта. Принятым документом предлагается правовая возможность исключать из региональной программы капитального ремонта многоквартирные дома, уничтоженные в результате пожара, аварий или ЧС. Это позволит жильцам не платить взносы за не поддающееся восстановлению жилье, — отметил Заря.
Кроме того, законопроектом определяются порядок оформления соответствующих документов и ответственные структуры за принятия данных решений.
Ещё сегодня были внесены изменения в областной закон «О налоге на имущество организаций». Законопроект приняли в двух чтениях на сессии.
Предлагается увеличить с 2 до 2,5% ставку налога для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и превышает 300 млн рублей для каждого из объектов.
В настоящее время в Архангельской области под действие законопроекта подпадает 12 объектов недвижимости. Дополнительные доходы областного бюджета за 2025 год составят примерно 68,3 млн рублей.
Плюсом депутаты одобрили законопроект о повышении до максимальной ставки налога на игорный бизнес за один процессинговый центр букмекерской конторы с 3 млн до 10 млн рублей. Таких центров в Поморье нет, но принятие законопроекта приводит региональные нормы в соответствие с изменившимся федеральным налоговым законодательством.
Другое важное решение — преобразование Онежского района в муниципальный округ.
Законопроект о преобразовании в двух чтениях одобрили на сессии депутаты АОСД. По словам главы Онежского района Веры Пономаревой, решение о преобразовании принято по итогам проведения публичных слушаний и одобрения представительными органами поселений и муниципального района.
Переходный период запланирован до 1 января 2025 года.