Завтра в Архангельске+3°CСеверодвинске+3°CОнеге+3°CВельске+2°CМирном+2°CШенкурске+2°CЯренске+1°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,среда, 09.10.2024 10:21

Нацпроект «Плитка»

09.10.2024 10:00
В далеком ненецком селе Шойна потратили миллионы на странное благоустройство пятачка земли вокруг местной бани. Пока плитку не замело песком, как и половину поселения, территория выглядит приличной, но к весне бюджетные деньги могут рассосаться вместе с расхваливаемой местными властями плиткой.

Есть в соседнем НАО полуживой, но знаменитый своими пейзажами на всю страну поселок Шойна. Это тот самый населенный пункт, который с каждым годом всё глубже погружается в песчаные дюны, наносимые суровым морским ветром.

Зимой температура там опускается до -40 градусов, летом переваливает за +30, а берег продолжает захватывать территории круглый год. Сейчас уже половина населенного пункта погребена под тоннами песка, но в Шойне по-прежнему продолжают жить люди.

В 2010 году переписчики насчитали 300 жителей административного центра и, судя по тенденции, это число стремительно сокращается.

На северном берегу даже есть школа, ФАП, детский сад, дом культуры, электростанция и её величество — небольшая общественная баня, о которой сегодня и пойдет речь.

Дело в том, что на прошлой неделе там наконец завершили реализацию проекта «С легким паром!» (да, такое вот название) за 3,268 миллиона рублей. 2 миллиона выделил региональный бюджет, 1 миллион 235 тысяч — местный бюджет и 33 тысячи наскребли неравнодушные юрлица.

Отметим, что бюджет всего Шоинского сельсовета составляет чуть больше 47 миллионов рублей, поэтому проект «С легким паром!» забрал ощутимую его часть.

Общая сумма контракта сопоставима с завозом дизельного топлива для всего села на год или двум третям от стоимости теплогенератора для местной школы.

Итак, что же сделали за эти деньги вокруг бани: уложили плитку на площади в 240 квадратных метров, поставили беседку, три скамейки и три пустых вазона для цветов. К клумбам и лавкам привыкать не стоит, ведь через месяц, а то и раньше их уберут на зиму.

Еще зачем-то на дальние берега морем привезли большую фигуру волка из известного мультика, который просит заходить «если чё». В Интернете похожие статуи стоят под 50 тысяч и обычно покупаются владельцами придорожных шашлычек, чтобы призыв был виден из окна автомобиля. Надо полагать, в Шойне каждая собака знает, где местная баня, поэтому такая трата ресурсов выглядит крайне нерационально и просто безвкусно.

Судя по фото, плитку у бани уложили самую дешевую под названием «Кирпичик». Первая ссылка в поисковике говорит, что квадратный метр такой плитки стоит 730 рублей. Это значит, что материалы для благоустройства площадки стоили всего 175 тысяч рублей. Надо полагать, большую часть суммы сожрала перевозка и беседка, цены на которые в последнее время стали уж слишком неадекватными.

Ну, и про заработок забывать не стоит.

В климате Шойны буквально каждое решение кажется нерациональным и просто ненужным. Судя по всему, плитку уложили в тот же песок, который заметает село, поэтому после схода снега он обязательно где-нибудь да просядет. Придется перебирать участок, а делать это будет не специальная бригада, а сами же владельцы бани, ибо больше некому.

На их же плечи вешается дополнительный геморрой по вносу и выносу лавок с вазонами и хранении их на своей территории. Беседка — вроде бы и ничего, но на морском ветру, еще и после бани, долго не просидишь даже летом, а зимой этот объект теряет всяческую полезность.

Весь этот проект выглядит, как бездумная попытка попасть в квоту на благоустроенные пространства. Мол, надо хоть что-то отправить «наверх» сейчас, иначе потом денег не дадут. Накажут за бездействие во время ярмарки «народных» инициатив по всей стране.

Ровно 4 года назад в той же бане сделан куда более полезный ремонт: всего за полтора миллиона подрядчик обновил фасад, перекрыл кровлю и чердак, перебрал печь и дымовую трубу, поменял полы и окна, а также заменил сантехнику и электрику. Иными словами, баня из ветхой избы превратилась в нормальное помывочное помещение.

За более, чем 3 миллиона можно было бы расширить предбанник, сделать крытую пристройку-беседку, если уж так хочется, а на сдачу залить те же 200 квадратов обычным цементом, чтобы люди чистыми ногами не прыгали сразу в песок.

А то эта плитка уже поперек горла стоит, похоже, у всех россиян. Московская плитка давным-давно стала мемом и тенденция ушла в народ. Теперь перекладка каменных брусочков — это отдельная статья бюджета и по всему Поморью. Покрытие у архангельского драмтеатра ожидаемо пошло волнами через 3-4 года — дайте денег, а то неприлично как-то. Чумбаровку за последние 6 лет уже третий раз перестилают в разных местах, чтобы еще через пару лет перестилать вновь.

Те самые плиты типа «Кирпичик» почти ушли из городов и теперь кошмарят райцентры. Вот и Коноша не даст соврать. Как правило, чем дальше надзор, тем халявнее подрядчики относятся к укладке плиток. Ее ведь можно просто бросить в песок, присыпать им же, сдать объект и передать его обслуживание кому-то другому.

Не поймите неправильно, плитка — отличное покрытие для общественных пространств. Однако в нашем климате и с нашей болотистой или песчаной почвой, которая то и дело норовит уйти из-под ног, к плитке нужно повышенное внимание. Нужно укрепление грунта, водоотведение, прослойка против роста травы. Это делается, но далеко не везде.

На объектах благоустройства типа шойнинской бани плитку используют потому, что это дешево и быстро, но, к сожалению, крайне недолговечно.

Фото пресс-службы Шоинского сельсовета. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле