Отныне несущим ярмарочную службу предписано быть в форме единого образца, находиться в палатке, раскрашенной по утвержденному стандарту, носить согласованный бейдж с именем и группой крови (шутка) и стойко охранять флаг с птицей счастья (не шутка).
Дело в том, что «профессиональные дизайнеры» из регионального минагроторга зачем-то разработали очередной логотип для поморских ярмарок и ведомство начало активно внедрять сие творение.
— В 2025 году в Поморье запланировано проведение 410 ярмарок, в том числе 304 сельскохозяйственных, — сообщила министр АПК Ирина Бажанова. — Единый стиль призван повысить привлекательность объектов ярмарочной торговли, обновить их и сделать более современными. На мероприятиях за пределами региона единый ярмарочный бренд будет способствовать узнаваемости и продвижению продукции производителей Архангельской области. Для организаторов выставочно-ярмарочных мероприятий методические рекомендации и художественные решения, разработанные профессиональными дизайнерами, являются, по сути, готовыми к воплощению проектами.
Только вдумайтесь в эти цифры: в Архангельской области ярмарок больше, чем дней в году. Не жизнь, а праздник.
Что значит кого-то бесят кочевые рынки из 90-х? Как это люди не доверяют продуктам, не пойми кем и как произведенным? Срочно ввести единый стиль и заживём!
Подобный подход говорит только о том, что большинство ярмарок — сугубо чиновничья инициатива, а не движение с низов. Если производитель действительно заботится о своём товаре, если хочет продавать его не пару раз в год из замызганного ларька, то он сам развивает свой бренд, сам работает над логотипом и сам ищет клиентов. Если банка не понятно какого мёда по завышенной в несколько раз цене не продавалась и раньше, то хоть всю её птицами счастья обклей, привлекательней она не станет.
А вот чиновники очень любят единообразие. У них, как правило, со вкусом не очень, изобретать что-то от себя они опасаются (возьмешь какие-нибудь не цвета и всё — прощай карьера), а тут уже готовый утверждённый вариант — минус одна головная боль.
К сожалению для них, ребрендинг упирается в траты, поэтому, скорее всего, в большинстве посёлков ограничатся покупкой оранжевого баннера с птицей счастья, а остальной пейзаж останется привычным: побитые жизнью палатки с замерзшими продавщицами в трех тулупах, на которые никакая единообразная форма не налезет.
В самом Архангельске ярмарки вполне могут причесать под одну гребенку, обогатив пару местных печатных производств. Подобные мероприятия и раньше больше напоминали очереди в газовые камеры, нежели городской праздник, а теперь это действо будет проходить в лабиринте из одинаковых прилавков. Ощущение, словно находишься в месте, застрявшем между зоной и армией только усилится.
А вообще, население области с каждым годом падает, молодёжь бежит из региона, а старики умирают. Денег у населения тоже больше не становится. Так для кого все эти праздники жизни и живота до сих пор существуют? Нельзя сказать, что ярмарочные цены доступны для широких слоев населения, а количество интересных товаров на той же «Маргаритинке» становится меньше год от года.
Объемы проданной продукции также падают, причем довольно ощутимо. Согласно отчёту Минторга, в 2024 году было продано более 200 тонн картофеля, 24 тонны мясной продукции, 13 тонн рыбы, столько же кондитерских изделий, а также 12,5 тонны ягод и грибов и 29 тонн меда. Теперь сравним с прошлым годом. В 2023 году продали 294 тонны картофеля, 27 тонн мёда, 24 тонны мясной продукции, 17 тонн рыбы и морепродуктов, 15 тонн дикоросов и 12 тонн кондитерских изделий.
Красивая упаковка, конечно, может закрепить успех, если всё остальное уже хорошо, но, пока ярмарки в Архангельской области больше напоминают развлечение для людей со специфическим складом ума, даже логотипы от лучших дизайнеров мира не воскресят этот средневековый тип обмена товарами.