Традиционная «Ночь музеев» в Архангельске прошла, как говорится, без происшествий — что и хорошо, и плохо одновременно. Программа — обширная, вход — свободный, музеи — открыты до полуночи. Всё, казалось бы, готово для праздника культуры. Но на деле праздник вышел с выцветшими лентами, усталой улыбкой и едва теплым самоваром.

Первым в маршруте оказался Музей изобразительных искусств. Первый этаж — экспозиция, посвящённая Великой Отечественной и довоенному периоду. Безусловная художественная ценность перекрывалась сухостью экспозиции и моральной затхлостью сотрудников. Пресной эту выставку делает не её тема, а подача. Она словно застряла во времени: аккуратные подписи, стекло, тишина и ни одного живого импульса, чтобы всерьёз задуматься или, чего уж греха таить, испытать чувство великого.

На втором этаже обстановка была нисколько не веселее. Обычная постоянная экспозиция, зоны для мастер-классов и кинопоказов. Атмосфера скорее детская, чем вечерне-музейная, но это хоть что-то. Среди немногочисленных посетителей бегали ребятки в военной форме. Треш? Треш! И в этом всём — пустота, которую не скроешь даже блестящими пуговицами мундира.

Дом Плотниковой, как обычно, держится на харизме самого здания и притягательной старорежимной эстетике. Здесь будто ничего не надо менять, потому что само пространство работает на атмосферу. Именно оно — не экспозиция, не перформансы — задаёт нужный тон. Вечерний свет, скрип половиц, чугунные лестницы — настоящая прогулка во времени. Самое живое место вечера, пусть и не предложившее ничего нового. Иногда, чтобы выжить, достаточно просто не испортить.

Самое громкое «вау» вечера случилось в музее А. А. Борисова — правда, не в том смысле, на который рассчитывали кураторы. Всё, что там можно было увидеть, уже было — до буквы, до экспоната, до манекена. Обновлений — ноль.
Особенно запомнилась зона с «фотоработами», выставленными, видимо, по принципу «всё, что принесли». Безвкусица, случайный монтаж и сюжеты, вызывающие острое эстетическое недоверие. Оказалось, можно кринжануть даже в полумраке музейного зала.


На выходе мы разговорились с сотрудниками. Те бодро заявили, что в этом году посетителей было больше, чем в прошлом. Но если судить по собственным наблюдениям, создаётся ощущение, что цифры брались скорее на вдохновении, чем на подсчётах. Главная мысль, прозвучавшая от работников, была проста: «бесплатно же». А значит, народ идёт. Ведь, как выразился один малоизвестный гений: «русский человек и блин с лопаты сожрёт, если задаром».

Собирая впечатления от трёх музеев, складывается картина не «культурной ночи», а ночи по культуре. Бессмысленной, уставшей, поставленной для галочки. Такое чувство, что сам город говорит: «Давайте досидим до конца, чтобы не закрыли совсем». Культура в Архангельской области напоминает старую проститутку: вроде стоит кое-как, держится, не падает, и даже намарафетилась слегка — но по факту никому особо не нужна.

И всё бы ничего, но тревожит даже не форма, а содержание. Программы — поверхностные, интереса — на троечку, смысла — с гулькин нос. Главное достижение — бесплатный вход. Главное достоинство — старая планировка. Всё держится на энтузиастах и архитектуре. Надолго ли это?
Пока же радует одно — скандально известный Самодов (позывной «Карабас-Барабас») пока не занял министерское кресло. Но ведь, как мы знаем, даже в музее может завестись моль.
Валентин Язвов
***
Стоит также отметить привязку выставок к юбилею Победы. Судя по афише, складывалось впечатление, что от «Катюши» из всех динамиков будет закладывать уши. На деле же оказалось, что Великую Отечественную войну притягивали к экспозициям всеми доступными способами.

Например, в музее ИЗО проходила выставка «Война до и после». За «До» отвечали картины художников 30-х годов — это полотна почти всегда на летнюю тематику, выполненные в ярких оттенках и представляют из себя сплошь пейзажи Архангельска.
«После» — работы от 1945 до 80-х годов прошлого столетия. Часть из них либо почти не имеет отношения к войне, либо не имеет вовсе. Кажется, такие картины попали в экспозицию только благодаря написанию в ХХ веке.
Целые ряды были отданы под портреты ветеранов в орденах, созданных в 70-х годах. В контексте выставки, слово «после» лишено трагедии. Экспозиция создает впечатление, будто за солнечным миром сразу наступил победный блеск медалей.

За слово «война» отвечают менее десятка картин и лишь две из них берут за душу своими сюжетами, но не художественным стилем (субъективно).
«Сироты» явно демонстрируют первые дни войны. Мать как обычно вышла утром поливать огород и была срезана очередью немецкого самолета, отец, скорее всего, ушел на фронт, а двое ребятишек только что в один миг осиротели.

«Отцовский дом» повторяет сюжет песни «Враги сожгли родную хату». Солдат-победитель возвращается в родную деревню, а его дом давно опустел, двери заколочены и больше его никто там не ждёт. Радость победы контрастирует с личной трагедией. Плечи бойца, который «шел четыре года и три державы покорил», опустились в бессилье и, возможно, именно этот удар будет в его жизни последним.

Еще порадовали карикатуры, но в раннем Союзе всё политическое искусство было очень сильным, и почти любая работа в данном стиле не может не вызвать эмоций.

И это буквально всё, что впечатлило из трех выставок.
В музее Плотниковой тема победы ограничилась лекцией об исследовании «Слова о полку Игореве» от знаменитого советского оружейного конструктора Владимира Федорова. В 1956 году он написал «Кто был автором „Слова о полку Игореве“ и где расположена река Каяла» и обычно данному труду уделяют минимум времени.
Не хочется принижать вклад заслуженного конструктора и военного теоретика, который на старости лет решил забуриться в историю древней Руси, но кажется, что его работа «Современные проблемы оружейно-пулемётного дела» 1925 года была куда более значительной, нежели исследования старинной былины с точки зрения оружейника.

Подобные решения называются конъюнктурой. В этом году деньги дают на всё, что связано с 80-летием Победы, значит надо подстроиться под тенденцию. Главное — правильно озаглавить, а вникать в суть дела ответственные лица не любят.
Всё, что не касалось победы, представляло из себя сомнительное развлечение: Мастер классы «Создаем открытку в технике коллаж», «Набираем старинный узор», «Лекция о косынке». Выступление поп-рок-коллектива Кварт 2.0 и вовсе было отменено, хотя именно туда хотели пойти многие молодые люди.

При всём вышесказанном, на мой взгляд, «Ночь музеев» пока еще имеет смысл из-за людей. Да, с каждым годом народа на таких мероприятиях становится всё меньше, но даже в эти выходные глаз радовался при виде заполненных музеев в 23:00.

Понятно, что в обычные дни наши музеи посещают два с половиной человека и это демонстрирует реальный интерес народа к местным выставкам, но «Ночь» — это особый день. У тех, кто считает себя участником культурной жизни, принято в едином порыве слетаться на подобные мероприятия. Конечно, среди ценителей высокого искусства были и селфи-кисы, для которых, что Пасха, что Новый год, что «Ночь музеев» — очередной повод пофоткаться, зачекиниться и выставить свою полноценную жизнь напоказ, но многие приходили семьями, кинопоказы, лекции и экскурсии собирали вокруг себя пару десятков человек. Какая бы не была культурная ценность архангельских экспонатов, такой вид досуга — хорошая штука и пока еще интересная людям.

Бесплатные музеи — очень правильная вещь, а вот открывать их для всех лишь раз в год — не очень.
Александр Губкин



