Режиссер: Скотт Дерриксон.
В ролях: Майлз Теллер, Аня Тейлор-Джой, Сигурни Уивер, Сопе Дирису, Уильям Хьюстон, Кобна Холдбрук-Смит.
Премьера 14 февраля 2025 года.
Фильм «Ущелье», пока ещё новинка сезона, пытается сыграть на нотах саспенса, изоляции и психологического напряжения, но делает это, увы, неровно. Несмотря на интересное начало и сильное визуальное исполнение, картина будто застревает между жанрами, не находя по-настоящему убедительной интонации. Однако некоторые вещи в «Ущелье» определённо цепляют — о них и поговорим.
Если в этом фильме и есть нечто действительно безусловное, так это Аня Тейлор-Джой. Её героиня — одновременно уязвимая и загадочная, на грани внутреннего надлома и холодной решимости. Аня обладает способностью втягивать зрителя в эмоциональный водоворот, едва ли не одной лишь мимикой. Неудивительно, что и в этом проекте она буквально «ворует сердечко» — как у зрителя, так и у самой истории. Кажется, что именно на ней держится весь фильм, и будь её роль менее выразительной, «Ущелье» могло бы окончательно развалиться.
Майлз Теллер после перерыва в карьере снова на экране, но возвращение получилось скорее формальным. Его персонаж остаётся каким-то блеклым, лишённым выразительности. Претензия не столько к актёру, сколько к сценарию: его герой почти не развивается, а драматургически так и остаётся на стадии эскиза. Вместо живого контрапункта Ани Тейлор-Джой мы получаем персонажа, о котором после финальных титров хочется забыть.
Сам сюжет фильма делится будто на два неравноценных акта. Первая половина — это медленно развертывающееся знакомство героев, их осторожные попытки наладить контакт в изолированном пространстве. Такой себе снайперский Твинби с активностями по типу tower defense. Здесь работает всё: атмосфера, диалоги, намёки на что-то зловещее. Режиссёр грамотно выстраивает напряжение, вводит в кадр тревожные детали, играет с ритмом и ожиданиями. Плюсом ко всему история знакомства и дальнейшей симпатии умилияет и заставляет поверить в себя.
Героям запрещены любые виды коммуникации, но несмотря на этот факт — запреты успешно игнорируются, и тут можно понять героя Майлза Теллера, ведь если бы в башне напротив меня сидела Аня Тейлор-Джой, не стыдно было бы и крылья себе отрастить, чтобы появилась хотя бы призрачная возможность приобнять ее за талию. Короче, Анечка как всегда держит зрителя в сексуальном страхе и вряд ли кто-то против.
В этой связи не совсем понятно, почему предыдущие охранники не нарушали главное правило — не общаться с противоположной стороной, если выясняется, что за его соблюдением почти не следят.
Видимо, действительно дело в Тейлор-Джой, устоять перед которой невозможно.
Однако во второй половине всё начинает рассыпаться. Загадка, которая должна была бы стать кульминацией, оказывается банальной. Так называемая «угроза», обещающая быть зловещей, пугает примерно, как плохая погода в отпуске — мешает, но не выбивает из колеи. Ни тебе леденящего душу саспенса, ни интеллектуальной игры с жанром. Темп замедляется, эмоции притупляются, а финал больше напоминает скомканную попытку выйти из ситуации хоть как-то.
«Ущелье» — это тот случай, когда потенциал есть, но он реализован не в полную силу. Первая половина действительно увлекает: герои интригуют, атмосфера дышит тревогой, режиссура уверенная. Но вторая часть перечёркивает большую часть усилий. Актёрский состав вытягивает на себе многое, но даже Аня Тейлор-Джой, при всём таланте, не может спасти историю от драматургической вялости.
Возможно, в будущем «Ущелье» станет культовым в своём роде — как пример жанрового гибрида, который почти сработал. Или как картина, где визуал и атмосфера важнее сюжета. Но пока это скорее эскиз, чем полноценное произведение. При этом нельзя не отметить музыку Трента Резнора и Аттикуса Росса — саундтрек точно попадает в нерв фильма и часто работает лучше самой драматургии. Отдельное удовольствие — визуальные находки: загадочное ущелье, пульсирующие тени, кадры как из сна. Всё это создаёт эффект присутствия, пусть и не спасает от разочарования в итоге.
Это не провал — это недореализованное кино. Смотреть можно — особенно ради главной героини и неплохой постановки. Но ждать откровения, увы, не стоит. Опять же, несмотря на смешанные отзывы, «Ущелье» установило рекорд на стриминговом сервисе Apple TV+.
Оценка: 6.5/10
16+
Валентин Язвов



