Ссылки на предыдущие части доступны в прошлых материалах.
Часть двадцать седьмая: На сцене и за кулисами.
Если мы познакомили Петра I и всю Россию с мореходством, построили нашему Отечеству первые русские корабли, то «длинный царь с женской стопою» первым познакомил наш Архангельск… с театром. В третий приезд Петра на Русский Север на Северную Двину завезли первый спектакль. Царь любил европейские потехи.
«Архангельский немец» Иван Антонов имел двухэтажный дом в центре, неподалеку от Троицкого храма. Строение было слегка несуразно, поскольку завершалось, как церковь, «маковкой». Здесь в июне 1703 года и была сыграна первая комедия. Кукольное представление. Так что, как бы ни хорохорились драматические актеры, первым наш город увидел театр кукол. Порученец Петра I, Ян, актер-кукольник и капитан армии (!), привез на Северную Двину труппу из иностранцев. С тех пор архангельские градоначальники не переставали баловаться театральными забавами и даже получили от столичного сената деньги на каменный театр.
Ранней зимой, с 8 декабря 1846 года, в нашем городе начались регулярные, сезонные театральные постановки. На углу Дворянской и Аптечной, то есть Троицкого и Вологодской, построили специальное здание репертуарного театтра. Через пять лет оно сгорело. Следующие пять лет город видел спектакли от случая к случаю. Но хозяевам той архангельской жизни, купцам-промышленникам, стало скучно, и городская Дума купила дом купца Ермолина, что стоял на углу набережной и Театральной (Володарского). Театральные сезоны возобновились.
Под занавес последнего, царского века на восемьдесят тысяч архангелогородцев театров оказалось немеряно. Каменный — на Северной Двине, летний — «макаровский» — в Петровском парке, любительский — Архангельского общества трезвости — в Александровском саду, самый роскошный — в Немецком клубе, «свой» — в клубе приказчиков, соломбальский — в Народном доме. Большевики внесли циничную лепту. Революционный ТРАМ выбрал сценой алтарь Кирхи.
В будущий день космонавтики, 12 апреля 1920 года неутомимый апологет пролетарской культуры Анатолий Луначарский предложил открыть в Архангельске первый на Севере стационарный советский театр. Зимний вариант разместился в привычном уже здании Немецкого клуба. Заодно переименовали Троицкий проспект по имени сына приказчика, штурмовавшего Зимний Дворец, расстреливавшего Шенкурских крестьян, что не давали выгрести амбары в продразверстку, Павлина Виноградова.
Не приглядевшись, сразу и не поймешь, что областной драмтеатр занимает едва ли не самое красивое положение в городе. Постоянное место для Архангельского БДТ — большого драмтеатра, советские власти выбирали скрупулезно. Под это дело хотели снести то Кирху, то Гостиные Дворы. А снесли шикарный Архангельский кафедральный собор, место для коего присмотрел и выбрал сам Петр I. Строительство собора начато в 1709, окончено в 1743-м. Двухэтажный, с пятью главами…
Три пушки, пожалованные Петром в 1701 году с захваченных под Архангельском шведских фрегата и яхты. Справа — поддерживаемый в человеческий рост двумя резными ангелами шестиаршинный крест, сделанный собственноручно Петром. Около креста — штандарт и Палестинский флаг с корабля, на котором Петр плыл от Вологды до Архангельска. В ризнице — саккос зелёного бархата, шитый из плаща Петра. Облачения, жалованные Екатериною. Серебряный крест с мощами, принадлежавший Меньшикову. Прежний деревянный собор дважды посещён Петром. Нынешний, каменный посетили 30 июля 1858 года в 12 часов ночи император Александр I и 19 июля 1858 г. император Александр II. В 1929 году большевики снесли Архангельский кафедрал и начали строительство Архангельского БДТ.
Кафедрал развалили нимало сумнящеся. Исчезли не только старинные иконы, но и кафтан Петра. Нигилисты, что с них взять. Чихать хотели на народную мудрость: на чужом несчастье счастье не построишь. Театрального, в том числе. Построили, что сумели. Из неровных, неодинакового размера камней соорудили здание, кое с тех пор перестраивают не переставая. Каждый раз ремонт длится не год-другой, а многие лета. Последний, что завершили в 2009 году, точь-в-точь, по спирали закономерности, повторил начало стройки 1929 года.

В 1931 году Архангельский областной театр играл первый спектакль в недостроенном здании. Театр был, здания толком не было.
У театра всегда была проблема с качеством труппы. Не блистал никто. Разве на краткий миг. Имена архангельских актеров навсегда ушли в архивы. В народе они не держатся. Сколько-то помнили Плотникова, поскольку был задействован в советских фильмах, большей частью среднего уровня. Но и эта фамилия канула в лету, как только умерло поколение журналистов, писавшее об артисте хвалебные газетные развороты.
Труппу во все времена сотрясали невероятные скандалы. Даже на фоне известной в театрах атмосферы интриг, в архангельском был вечный перебор. Апофеозом оказалась трагедия. Затравленный актер в знак протеста пове********* (вымарано волей Госдумы и Роскомнадзора) в театре. Это случилось под занавес прошлого века. Театр тут же захирел, горожане прекратили ходить на спектакли, премьеры шли в пустых залах. В новом капиталистическом времени труппа вообще учудила: в ней появились… картавящие актеры, с серьезными дефектами речи. Их ставили на главные роли!
При «хрущёвской оттепели» театр перестраивали опять долго и нудно, до 1965 года. На стыке тысячелетий всё повторилось на наших с вами глазах. Министр финансов капиталистического правительства, господин Кудрин, окончивший школу в Архангельске, для областного театра благодетель и отец родной. Здание приобрело начинку, какую и мечтать не смело. Звуковую студию монтировала та же компания, что делала в Питере президентскую студию и студию театра «ДДТ».
Погодозависимое автоматическое управление и независимое горячее водоснабжение. Система воздухоочистки подразумевает индивидуальное обслуживание каждого из 1280 театралов, оказавшихся в зале. Скрыта от глаз трёх с половиной километровая оцинкованная «анаконда» воздуховода, смонтированного «Архпромкомплектом». Но именно она подаёт двадцать персональных кубометров чистого воздуха в час под каждое театральное кресло.
Понимая, сколь грандиозный ремонт сотворён не без попечительства министра-земляка, ловишь себя на мысли: какого же высоченного уровня должна оказаться театральная труппа в архангельском храме Мельпомены, буквально нашпигованном техническими новинками массовых зрелищ?
А вот городу приятно. В распоряжении Архангельска площадка, коя может принимать масштабные гастрольные постановки. И… Не приняла ничего! Никого.
На открытие после ремонта Кудрин привёз потрясающий оркестр Гергиева. Тем потрясающим воспоминанием город и живёт последние лет десять.



