Завтра в Архангельске+8°CСеверодвинске+8°CОнеге+9°CВельске+6°CМирном+7°CШенкурске+6°CЯренске+4°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 27.09.2025 19:01

Культпросвет: зачем нужен театр

27.09.2025 19:00
Нам в редакцию поступают неоднозначные сообщения о том, что люди забыли, что такое театр по сути своей, поэтому мы запускаем цикл статей «КУЛЬТПРОСВЕТ», в которой попытаемся донести истинную ценность искусства.

«Театр? Это что-то для пенсионеров в бархатных креслах?» — такой стереотип, увы, до сих пор жив в умах многих. Пока одни морщат нос, представляя пыльные кулисы и пафосную декламацию, другие находят в театре то, чего не даст ни один сериал или лента в социальных сетях — живой диалог о самом важном. Театр — это не «развлекуха» (привет, господин Самодов), а необходимое пространство, где мы можем проверить на прочность свои ценности, задать неудобные вопросы и, возможно, найти на них ответы.

Не просто зрелище: театр как катализатор перемен

Вопреки образу консервативного искусства, театр на протяжении всей своей истории был мощной силой, способной всколыхнуть общество и запустить необратимые процессы. Он всегда был больше, чем просто отражением жизни — он ее формировал. А ещё, возможно для среднестатистического посетителя театра драмы в голове допустима лишь одна мысль — театр должен быть классическим и обязательно всем нравиться. Хочу огорчить, театр не терпит застоев, и то, как играли даже 20 лет назад, сейчас будет смотреться на сцене как минимум архаично. Театр должен двигаться вперёд, искать новые формы, не бояться экспериментов.

Исторические примеры

Исторические вехи. Вспомним эффект разорвавшейся бомбы, который произвела премьера «Ревизора» Гоголя в 1836 году. Это была не просто комедия о нравах уездного города. На сцену вынесли безжалостный диагноз всей прогнившей чиновничьей системе Российской империи. Зрители смеялись, но в этом смехе было и узнавание, и стыд, и горькое осознание масштабов проблемы. Спектакль стал точкой общественного кипения, заставив говорить о коррупции и беззаконии вслух.

Или перенесемся в XX век. В 1956 году на сцене лондонского театра «Ройал Корт» состоялась премьера пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе». Спектакль стал манифестом «рассерженных молодых людей» — поколения, разочарованного в имперских амбициях и классовом лицемерии Британии. Он дал голос целому слою общества, а «Ройал Корт» на десятилетия закрепил за собой статус главной сцены страны для новой, острой и социально значимой драматургии.

Что может предложить вам среднестатистический спектакль в Архангельске? Правильно, и близко ничего подобного.

Современный нерв

Этот импульс жив и сегодня. Современные театры, такие как уже ставший легендарным «Театр.doc», берутся за самые больные и неудобные темы, которые не рискуют поднимать официальные СМИ. Через документальные постановки, основанные на реальных событиях и свидетельствах очевидцев, они говорят о социальных язвах, несправедливости и человеческой боли. Такие спектакли не предлагают легких ответов и не развлекают. Они заставляют зрителя стать соучастником, думать и чувствовать, выводя его из зоны комфорта. А также рассказывают истории реальных людей, тех кто ходит рядом с вами.

Зеркало и тренажёр: что театр даёт лично вам?

Большие общественные сдвиги — лишь часть картины. Есть и другая сторона — внутренний диалог зрителя с самим собой.

Театр как зеркало

Приходя в зал, мы видим на сцене не просто вымышленных персонажей. В их поступках, словах, сомнениях и страстях мы, так или иначе, узнаем себя и окружающих. ДОЛЖНЫ УЗНАВАТЬ. Хороший спектакль работает как увеличительное стекло, подсвечивая те грани человеческой натуры и те жизненные ситуации, о которых мы, возможно, боялись или не хотели думать. Это возможность посмотреть на себя со стороны, без прикрас и оправданий. Почему этот герой вызывает у меня такое раздражение? А в чем я похож на него? Способен ли я на такой же поступок? Просто задумайтесь, идя на очередную премьеру, почему вы сидите с отупевшим взглядом, и слюна тихонечко стекает в уголке рта? Да потому что вы не хотите думать, не хотите анализировать и рефлексировать, вам нужны громоздкие декорации, кричащая реклама и прочие свистоперделки для дофаминовых наркоманов и СДВГшников.

Театр как тренажёр ума и сердца

В эпоху клипового мышления театр предлагает тяжёлую, но честную работу: искать смыслы в метафорах, символах и недосказанности. Это интеллектуальная разминка и эмоциональная прокачка.

Главное — театр тренирует эмпатию. Переживая за героев, мы учимся понимать чужую боль и радость. В мире, где человек человеку всё чаще враг, это качество становится бесценным. Театр напоминает: нет абсолютных «злодеев» и «героев», есть люди со своими трагедиями и надеждами.

Зачем нам театр сегодня?

Чтобы не зачерстветь душой. Чтобы помнить, что за сухими строчками новостей стоят человеческие судьбы. Чтобы вести диалог — с обществом, с историей и, в первую очередь, с самим собой. Это не бегство от реальности. Это самый честный и прямой способ с ней встретиться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле