Итак, главное событие осени 2025 года в Архангельской области — арест здравминистра Герштанского. Даже дураку ясно, что инкриминируемая ему взятка за перенаправление потоков тепла из больницы к частной стройке господина застройщика — это лишь фрагмент пятилетней деятельности Минздрава под его руководством.
10 миллионов взятки — сущая чешуя по сравнению с теми десятками миллиардов, которые крутятся в сфере здравоохранения. И откаты в медицине — это не герштанские 10 миллионов — там ярдами люди своё благополучие меряют
Чтобы понять степень критичности ситуации, даже не надо обращаться в медучреждения и болеть — достаточно просто проанализировать количество обращений граждан, соцсети и СМИ региона.
Например, с начала прошлого года наверняка каждый россиянин с проблемами со здоровьем сталкивался с дефицитом льготных лекарств.
Да, часть ответственности лежит на санкциях, введенных против России и отрезавших население от ряда препаратов, аналогов которым на тот момент не было. Но не меньшая доля вины достается ответственным на местах.
Дело в том, что поморским больницам в приказном порядке сообщают, с кем надо заключать контракты на поставку препаратов, а с кем не стоит. И, судя по всему, возможность попасть в «белый список» зависит от личных отношений с одним из известных в определённой среде стильного вида решалой.
Решала сводит интересантов с местной фирмой-прокладкой, через которую в дальнейшем будут проходить закупки, а руководство прокладки идёт к людям, способным повлиять на заключение контрактов именно с ней. В итоге каждое из звеньев отщипывает свой процент, а финальная стоимость товара сильно увеличивается.
Если же больничное начальство проявит самостоятельность и подпишет бумаги с той фирмой, с которой захочет само, завтра начальство будет другим.
Проверив список закупок ряда медучреждений Архангельской области, мы заметили странную закономерность: пару-тройку лет назад списки контрактов захватили несколько фирм и все, как на подбор, из Санкт-Петербурга. Еще одна странность — контракты как будто специально писались под данные компании, а стоимость их выглядит завышенной даже для человека, далекого от мира медицины.
Благодаря их бурной деятельности, к примеру, государственная «Фармация» загнала область в долги на более 4 млрд рублей, залезли в финансирование льготных лекарств уже на 2027 год.
Вот пример. Аптека № 135 на Ломоносова. Намедни обнаружилось, что там нет жизненно важного препарата — инсулина. Даже тест-полосок ждали 1,5 месяца. Ладно, их можно купить в аптеке, но инсулин, как и где взять?
Рецепты были унесены в аптеку 22 сентября, 29 сентября вопрос ещё решали.
Идём дальше — больницы. А кто-нибудь из читателей лежал в больнице на операции? Пластыри, которыми закрепляют марлю на ране, помните? Это не пластыри, а ппц! Час держится. Пациенты вынуждены сами покупать нормальные пластыри.
Далее… В центральной областной подстанции скорой нет множества препаратов в укладке для оказания экстренной помощи.
Начальство, похоже, на это никак не реагирует. Оно и понятно — главврачу Низовцевой на кого жаловаться? На своё начальство, которое её же и утвердило? Все аппараты ЭКГ старые как говно мамонта, персонал сам их чинит, чтоб работали.
Как так вышло, что область залезла по лекарствам в финансирование аж в 2027 год? Понятно, что сама «Фармация» и больницы лекарства не производят — они их закупают.
Если кредиторка у госпредприятия выросла до 4 млрд рублей и уже залезли в лимиты на два года вперёд, значит надо проверить закупки — а насколько реальны цены, по которым всё необходимое для медицины закупается?
Мы через базу «Контур.Фокус» всё пробили.
Ситуация выглядит так. Вот список компаний, вызывающих вопросы.
- ООО «Медтрейд»
- ООО «Скайуокер»
- ООО «Гранд Медикал»
- ООО «Эндомед»
- ООО «ВТС»
- ООО «Медлига»
- ООО «ЭкоМедС Северо-Запад»
Самая подозрительная фирма — ООО «Скайуокер». С 2022 года фанаты «Звездных войн» как будто подрядились работать на Северодвинскую горбольницу № 2. Например, в феврале 2022 года никто другой в стране не смог поставить в город корабелов 6 кроватей КМФТ145 МСК-4145 за 149 тысяч/штука, хотя в розницу они продаются за 51 тысячу рублей, причем в том же Питере.
«ЭкоМедС Северо-Запад» «взял под крыло» АОКБ и онкодиспансер.
С этой фирмой тоже вышла занимательная история. В 2021 году, во время продолжающейся эпидемии коронавируса, архангельские больницы закупили у «ЭкоМеда» пцр-тестов на 99 миллионов рублей. Тогда многие возмущались, почему набор тестов, что у других компаний стоит за 8000 рублей, у нас покупали за 12 000. Но и это не конец истории. Итоговый товар пришел с нарушением требований, которые в медицине недопустимы.
На флаконах отсутствовали опознавательные знаки, запакованы они были в обычные пакеты, вместо заводской упаковки. Реагент и зонд, которым брали анализ, почему-то оказались произведены в разных странах (реагент российский, а зонды — китайские).
Объем тоже отличался: вместо 4 мл во флаконы было залито 5. Кроме того, результат — такие тесты выдавали значительно дольше, чем было указано в ТЗ.
Само собой, непонятную жидкость без документов многие больницы принимать отказались, но им быстро напомнили про их место в этой пищевой цепи и многие согласились с положением дел. Другие упирались до последнего и добились-таки замены тестов, но к подрядчику претензий так никто и не предъявил.
У других фирм из списка можно констатировать то же самое — каждой выделялось свое медучреждение. Нельзя сказать, что цены завышали на какой-то конкретный товар. Закупки могли быть самыми разными: от аппаратов ИВЛ или УЗИ до шприцевых насосов или лекарств.
Финал таких схем весьма печален. У поморских больниц тупо кончились деньги.
Покупая многое по слишком высоким ценам, они уже залезли в плановые бюджеты на 2027 год, но даже этого едва хватает, чтобы расплатиться по текущим обязательствам.
Нет-нет да в больницу зайдет прокуратура, выявит недостаточную оснащенность какого-нибудь отделения, направит иск в суд, а решение суда хочешь-не хочешь, а исполнить надо. Иначе штраф, и трат станет еще больше.
Побочным результатом такой политики может стать повторение инцидента с Архангельской детской областной больницей.
Вкратце напомним суть дела. В начале этого года в АОДКБ привезли целый перечень различных приборов от обычных хирургических светильников до серьезных станций, использующихся при введении наркоза и централизованных систем управления.
За закупку всего необходимого, доставку и пуско-наладочные работы отвечала петербургская фирма ООО «ОМК», поставляющая медоборудование во многие больницы по всей стране. Цена вопроса составила порядка 200 миллионов рублей.
Посредниками между бюджетными деньгами и поставщиком выступили местные фирмы, аффилированные между собой — АО «Промстройсервис» и ООО «Сириус».
«ОМК» частично исполнила обязательства — поставила необходимое оборудование, но, не получив никаких денег, не стала должным образом вводить его в эксплуатацию и передавать права собственности администрации детской больницы.
В итоге 200 бюджетных миллионов «потерялись» где-то по дороге от заказчика к конечному исполнителю, а оборудование не может эксплуатироваться на законных основаниях.
Зато в АОДКБ провели экскурсии для всех высокопоставленных персон — депутатов Госдумы и федеральных чиновников, показывая оборудование, на котором кинули поставщика и которое, де-юре не может быть больничным.



