Искусство штучное: для тех, кто еще не разучился чувствовать
Есть в городе места, куда ходят не за «культурным досугом», а за чем-то настоящим, неудобным, живым. Это территории риска и откровений, где театр — не продукт, а процесс.
Например, Архангельский театр кукол. Казалось бы, что может быть безобиднее? Но за ширмой прячется тихая магия и философия, способная потягаться с иным «серьезным» драматическим полотном. Их спектакли — это притчи, рассказанные шепотом. Они требуют от зрителя не пассивного созерцания, а душевной работы. А вот что будет дальше со сменой руководства — вопрос открытый.
А есть язык, который не врет в принципе, — язык тела. И на нем говорит театр танца «МʼАрт». Их постановки — это сгусток чистой энергии, первобытной честности, где история рассказывается не словами, а движением, пластикой, нервом. Это искусство для тех, кому надоели фальшивые интонации и заученные монологи.
Или предельный минимализм «ТАБУРЭ театра», где из всего реквизита — стул да актер. И этого оказывается достаточно, чтобы создать целую вселенную. Когда убрано все лишнее: позолота, бархат, масштаб. Остается только концентрат смысла и таланта. Это доказывает, что для настоящего театра не нужен дворец, ему достаточно одного клоуна и одной табуретки.
Или возьмём Молодёжный театр Виктора Панова. Это, скорее, лаборатория, чем театр в его помпезном понимании. Здесь не боятся тишины в зале и сложных вопросов, которые повисают в воздухе после спектакля. Панов говорит со своим зрителем на равных, без сюсюканья, выворачивая наизнанку и персонажей, и саму публику. Это искусство для тех, кто не боится встретиться с самим собой.
Святилище стабильности: когда главное — размах и позолота
А есть другой путь. Путь монументальный, академичный и безопасный. Путь, который избрал наш главный драматический театр. И за это ему, безусловно, можно сказать спасибо.
Архангельский театр драмы — это несокрушимый оплот стабильности в нашем изменчивом мире. Здесь вам гарантированно предложат качественный, добротный продукт. Масштабные декорации, безупречно вышколенные актеры, громкая музыка и вечная, как мир, классика в тяжелой бронзовой раме. Это театр, который уважает покой своего зрителя. Он не потревожит его неуместными вопросами, не заставит сомневаться в устоявшихся истинах. Напротив, он утвердит, утешит и отпустит домой с чувством исполненного культурного долга.
Здесь все работает как часы под чутким руководством своего директора, которого злые языки за кулисами нет-нет да и назовут предприимчивым Карабасом Барабасом. Но разве это упрек? Умелый руководитель точно знает, на какие ниточки дергать, чтобы его куклы… простите, актеры — вызывали у публики гарантированную слезу или запрограммированный смех. Он дает зрителю то, чего тот ждет: красивую картинку, гражданский пафос и ощущение причастности к «высокому искусству». Это честная сделка: вы нам — полные залы, мы вам — два часа визуального великолепия, которое не обременит ни ум, ни душу.
И в этом подходе есть своя железная логика. Зачем рисковать, экспериментировать, искать новый язык, если старый, проверенный веками, исправно продается? Зачем будоражить публику, если ее можно просто развлечь?
В конечном счете
Выбор за нами. Либо мы ищем искусство, которое делает нас живее, либо — качественную услугу по организации культурного вечера. Одно — тернистый путь вглубь, другое — комфортабельная поездка по кругу.
К счастью, в Архангельске пока еще есть оба маршрута. Главное — не перепутать кассы.



