В 2022 году на месте кинотеатра «Искра» появился новый ЖК от «Аквилона» на 153 квартиры. Место козырное, квартиры недешёвые — бизнес-класс как-никак.
И всё вроде бы было со стороны нормально, но недавно паркинг дома затопило канализацией, и буквально через несколько дней на стенах дома появились листовки, уведомляющиеся о собрании собственников жилья с целью уйти от УК «Синергия» и перейти на ТСН. Бумажки висели даже со стороны Троицкого (хотя у «Искры Парка» есть закрытый двор), и лицезреть их мог любой желающий, как и прийти на это самое собрание — Жилищный кодекс не запрещает присутствие посторонних лиц на подобных мероприятиях.
Ситуация на самом деле занятная, так как для Архангельска это прецедент — нам по крайней мере не известны примеры, когда в доме, которому едва исполнилось три года, уже меняют форму управления домом. Понятно, что сама по себе эта практика нормальная и естественная: люди живут, узнают друг друга, притираются, понимают кто есть кто, кому можно доверять, кому нельзя, вывезет ли тот или иной человек ответственность, сможет ли контролировать все жилищные вопросы или не сможет. Нет никаких споров о том, что ТСН или ТСЖ в подавляющем большинстве случаев лучше УК, потому что у руля встают надёжные люди, которым жильцы дома доверяют.
С «Искрой» (в дальнейшем не будем перегружать название жилого комплекса вторым словом «Парк») ситуация иная. Наш корреспондент, мониторящий болезненную тему ЖКХ, посетил собрание и пообщался с людьми.
Оговоримся сразу — нам абсолютно, уж простите, плевать на то, кто будет управлять этим домом. Люди сами примут решение. Но не исключено, что впоследствии эти же люди потом начнут обращаться в редакцию, так как инициативная группа во главе с двумя мужчинами не придумала ничего лучше, чем завести в дом фирму «Ластола», о которой мы писали неоднократно. Об этом было объявлено в самом начале собрания. Почему для обслуживания внутридомовых коммуникаций была выбрана именно «Ластола» — пояснить никто не смог.
Во главе «Ластолы» стоит человек, фигурировавший в одном из громких уголовных дел как «наёмный убийца» — экс-депутат Архангельской гордумы Вадим Дудников. Это нюанс первый.
Нюанс второй. Для простых граждан смена их УК на «Ластолу» может обернуться длительными судебными тяжбами, если их не будет устраивать что-либо в работе компании. Дело в том, что данная организация зарегистрирована в столице НАО, и в случае чего дело будет рассматриваться не где-нибудь, а в Нарьян-Маре, то есть на плечи жильцов лягут не только оплата судебных издержек, но и оплата услуг представителя в НАО, либо покупка недешевых билетов в далекий северный город.
Нюанс третий. Ещё полгода назад у фирмы был другой директор — Илья Томашевский, сейчас он продолжает владеть 33,33% долей «Ластолы». Томашевский стал обвиняемым по уголовному делу в СРО «Союз профессиональных строителей» — речь идёт о коммерческом подкупе.
Нюанс четвёртый. «Ластола» в прошлом году попала в реестр недобросовестных поставщиков. Это значит, что фирма не может быть полноценной управляющей компанией в доме, но может выполнять отдельные работы, в том числе, и по обслуживанию коммуникаций.
Тогда же мы расписывали простую схему «отжима». В доме подкупаются 2-3 жильца. Эти граждане начинают бить стёкла, гадить в подъездах, портить контейнеры, будоражить жильцов и т. д. Потом эти же люди инициируют собрания жильцов, где пламенными речами уговаривают остальных жителей дома поменять управляющую компанию именно на ту, которую продвигают заказчики.
Мы не утверждаем, что аналогичная история происходит в «Искра Парке», но делимся некоторыми наблюдениями.

Нынешний председатель совета дома — Вадим (на фото слева в синей кепке). Мужчина явно погружён в проблемы дома, его знают жильцы и доверяют ему. Мы не берёмся рассуждать об этом человеке, но на многие вопросы граждан на собрании по сути именного самого собрания он так и не смог дать ответы. Часто звучала фраза — всё было написано в домовом чате. Одна из женщин обоснованно возмутилась, что она не обязана состоять в чате и читать его, и если инициативная группа хочет прибрать к рукам управление домом, то и должна дать ответы на вопросы. Тем более, что избранный председатель совета дома за свою работу будет получать вполне приличную зарплату — от 50 до 70 тысяч рублей.
Чем обосновано повышение тарифа сразу на 11 рублей жильцам также чёткого ответа дать не смогли. Понятно, что ТСН будет обходиться дороже, нежели УК, которая обслуживает сразу десятки домов (как говорится, оптом дешевле), но 44 рубля с квадрата сумма нехилая, тем более, что только жилая площадь в «Искре» составляет более 8 тысяч квадратных метров. То есть в месяц будет выходить более 350 тысяч рублей. И это без учёта коммерческих площадей на первом этаже.
Что хочет сделать инициативная группа в случае «прихода к власти»: поменять насосы, организовать более качественную уборку внутри и снаружи, заменить фильтры на входе в дом, выполнить какие-то ремонтные работы в коридорах. Благие помыслы. Но…
Второй «активист», ратовавший на исход УК из «Искры» — некто Арсений. Наш корреспондент так и не понял, кто это, но рассуждения Арсения не поддаются никакой логике. Мужчина громкого говорил, что он покупал жильё бизнес-класса, а оно, мол, ему не соответствует. Несколько раз слышалась фраза «Если останется УК, задумаюсь о переезде», а когда один из присутствовавших задал логичный вопрос, зачем Арсений сюда заезжал, если его не устраивает качество дома, прозвучал феерический ответ: «Я может по картинке покупал».

Это, конечно, финиш. Людям стоит призадуматься о мотивах этого человека. Покупал дорогущую квартиру и не интересовался «составом» дома? Окей… Мы опять же не берёмся ничего утверждать касательно истинных помыслов Арсения — мы его не знаем, но логика, согласитесь, странная. От него же несколько раз звучало, мол, голосуйте как хотите; хотите жить в дерьме — живите.
К слову, про дерьмо. Ситуация с фекалиями, конечно, неприятная, но для Архангельска типичная — с канальей дела в городе обстоят не очень. Подвалы домов регулярно топит, тут и там стоит характерная вонь. В случае с «Искрой» не сказать, чтобы УК отреагировала оперативно, но и не затянула с решением проблемы. Сейчас в паркинге, где и проходило собрания, всё чисто, никаких запахов нет.
К тому же, такие работы выливаются минимум в 70 тысяч рублей, «Синергия» же в данном случае за ликвидацию последствий никаких дополнительных денег с жильцов не брала, об этом сообщил присутствовавший на собрании директор управляющей компании. Он же отвечал на все вопросы жильцов, если не мог ответить — обещал проработать тот или иной вопрос. Проработает или нет — останется на его совести.
Что касается претензий жильцов, то наш корреспондент сделал вывод, что обоснованы они по большей части некачественной уборкой и долгими ответами УК. И снова ситуация эта для Архангельска до жути типичная. Подобным грешат почти все, если вообще не все, управляющие компании.
По остальным моментам.
Замена насосов? Если бы попросили это сделать, УК бы и так сделала.
Установка более качественных фильтров? Вряд ли бы управляшка также стала в этом отказывать, им-то по больше части вообще без разницы, какие фильтры или насосы стоят. Хотят люди (и готовы оплачивать), так хоть из серебра поставят.
Трещины в стенах? Для новостроек это вообще ситуация нормальная, хоть и, конечно, выглядеть может пугающе. Эксперты в строительной отрасли в разговоре с нашим корреспондентом так и сказали, отметив, что здание может «усаживаться» до 10 лет и устранять какие-то небольшие трещины сейчас не имеет никакого смысла, потому что процесс «усадки» дома, которому только 3 года, будет продолжаться. Впрочем, хозяин — барин.
Из разговора с жильцами наш корреспондент также сделал вывод, что ряд граждан возмущён тем, что те или иные проблемы не решаются, при этом сами граждане с этими проблемами в УК не обращались. Снова наитипичнейшая для Архангельска ситуация. В нашей редакции двое человек являются председателями советов своих домов и часто с жильцами происходят подобные диалоги:
— Добрый день, у меня течёт потолок/грязный подъезд/дверь в подъезде хлопает и т. д. Никто не реагирует.
— А вы в управляющую обращались?
— Нет.
Разговаривать нужно, договариваться, уметь быть настойчивым. Не выполняет работы УК — так звонить им каждый день. Зачастую проблема заключается в человеческом факторе: диспетчер не передал, другой работник забыл, кто-то просто забил. Ну никто не будет игнорировать проблему специально и потом попадать из-за этого на деньги. Конечно, всё это не должно быть проблемой для собственников. Они для того и нанимали УК, чтобы она за них работала.
Но готовы ли люди передать всю ответственность за дом, по сути, в руки одного человека — каждый из жильцов должен решать сам. Сегодня он есть, а завтра нет. И кто будет брать на себя ответственность? Стоит отметить также, что внимание к УК со стороны контролирующих органов и штрафы за невыполнение тех или иных обязательств куда значительнее, нежели в случае с ТСН.
В общем, решайте «искорки». Вам жить. А для других эта история пусть будет показательной. Лучше учиться на чужих ошибках (или правильных решениях, тут жизнь покажет).



