Режиссёр: Глеб Михайлов.
В ролях: Глеб Михайлов, Лидия Доротенко, Игорь Бубенчиков, Зинаида Панова, Павел Матросов.
Премьера: 1999 год.
Вы когда-нибудь задумывались, что могло бы родиться после бурной ночи Данилы Багрова с Тринити из «Матрицы»? В реальности такой вечеринки никогда не было, но плод их любви появился-таки на свет и получил имя «Чёрный фраер».
Фильм с таким названием, оказывается, давно обрёл популярность в интернете, а в своё время добрался даже до актёра, сыгравшего в «Игле» и «АССЕ», Александра Баширова, который окрестил кино, как «Высокое мочилово плюс полтора часа смеха». Неизвестно, в каком состоянии Баширов писал эту рецензию, но получилось очень точное описание. Мы же добавим, что данное произведение не совсем предназначено для трезвого ума рядового зрителя, но любители отечественного трэша будут счастливы в любом виде.
Итак, зрителю с порога заявляют, что следующие 90 минут его ждёт пародия на любимые в народе фильмы: «Игла», «Брат» и телефильмы про бандитов. Автору материала главный герой, безусловно, напомнил персонажа Цоя, но вместе с ним чувствовался ещё и дух терминатора с Нео, особенно в боевых сценах.
Сходства с Виктором Робертовичем добавляет и саундтрек исключительно из песен группы с незатейливым названием «Виктор», которая и музыкой, и текстами копирует «Кино», но всё равно является единственной вещью, выглядящей серьёзно посреди творящегося балагана.
Снял сие действо и исполнил в нём главную роль Глеб Михайлов — мужчина невероятной стати и харизмы, оставивший след в истории не только экранизацией похождений питерского терминатора, но и ролями в «Улицах разбитых фонарей», в трэше «Соси банан» и ленте «Моцарт», где Михайлов сыграл вместе с экстрасенсом Пахомом. Внезапно, после своего магнум опуса Глеба позвали даже на «Песню года» посидеть в одном зале с Кирковым.
Завязка у творения Михайлова не перегружает зрителя лишней экспозицией: в культовой криминальной столице 90-х Санкт-Петербурге из неоткуда появляется крепкого телосложения молодой человек. Он идет по железнодорожным путям и по центру дороги с поднятым подбородком. Потому что крутые парни не пользуются тротуарами. Как можно уважать того, кто толкается среди прохожих? А вот к идущему спиной к трамваю явно нужно относиться должным образом.
Стоило главному герою только свернуть с оживленной трассы, как он тут же натыкается на банду, но разве могут какие-то хулиганы остановить его? Включив режим индийских боевиков с соответствующими звуками, хранитель улиц разбирается с каждым и продолжает свой путь.
Вообще, ходить тут будут много. Если убрать все прогулки под группу «Виктор», то лента уложится минут в 40, но разве можно отказать режиссеру и исполнителю главной роли в желании посмотреть на себя, идущего в крутом черном луке по летнему Петербургу?
Путь безымянного мстителя лежит на самый верх криминальной цепи. Непонятно, что они ему сделали, но наказан будет каждый. В напарники ему дают местного Голлума — просто левого районного инвалида, за которым главный герой будет ухаживать до самых титров просто потому что.
Главный босс, похоже, всего питерского криминала — усач в джинсах-варёнках, футболке «Ария» и голосом Ельцина. Нарушать закон он не очень любит, а вот эротику на черно-белом телике в кругу сподвижников — очень. Именно за последним занятием мы будем чаще всего видеть данного персонажа.
Впрочем, своих миньонов фанат «Арии» не сильно любит, характеризуя их фразой: «Что за банда у меня такая говняная? Уроды, муфлоны, дебилы, коммунисты».
Да будь против главного героя хоть Пабло Эскобар — ему не устоять против Глеба Михайлова. Герой в черном неуязвим. Его не могут ранить даже из соображений усилить драму. Он — это нереально крутой русский супермен, который не ведает человеческих слабостей. Им все восхищаются и все поют его дифирамбы. Что говорить, если первая же женщина в кадре тут же тянется потрогать его пресс и немедленно оказывается в кровати. Любовной сцене надо должное, ведь в ней альтер эго Михайлова наконец снимает свой пропотевший плащ, но ненадолго.
Да и как можно отказать после такого подката: «Ты будешь спать со мной или в окно полетишь. Ты будешь спать со мной!»
Диалоги в ленте почему-то до сих пор не получили ни одной литературной премии, хотя буквально каждая фраза настолько тупа и абсурдна, что не может не вызвать хотя бы улыбку. Главный герой немногословен, но, когда он говорит, то попадает не в бровь, а в глаз. Остальные же сыпят перлами направо-налево.
Единственный минус картины — к титрам начинаешь уставать. Уже после первых 40 минут мозг заметно разжижается и начинает капать из уха. Первоначальный шок-эффект проходит, но не отпускает интерес, чем же закончится такой зубодробительный боевик.
И, надо признаться, сценарист, режиссёр, продюсер и исполнитель главной роли Глеб Михайлов не разочаровал: кино заканчивается наглым открытым финалом с намеком на следующую часть. Герой снова в дороге, он опять шагает куда-то по шпалам, а на фоне играет так полюбившаяся группа «Виктор». Занавес.
Кстати, именно в самом конце мы узнаём, как же звали персонажа Глеба Михайлова. Все полтора часа с нами был Иван Грозный.
Но даже в титрах машина юмора Михайлова не останавливается. Из них мы узнаем, что только что посмотрели полудокументальный фильм, основанный на реальных событиях, снятый по роману, а на площадке пострадало 28 человек. Последнему факту веришь особенно сильно, поскольку показанные удары героя в черном действительно очень сложно пережить. Эти 28 еще легко отделались.
Естественно, желая посмаковать увиденное, руки сами тянутся к поисковику, чтобы узнать, как такой шедевр вообще получился.
Интересные факты: «Черный фраер» был заявлен на «Кинотавр» в 2000 году, имеет две премии «лучший дебют» и одну «лучший фильм», выданные на небольших фестивалях, а свои рецензии на этот прорыв кинематографа писали топовые критики тех лет. О времена были!
У фильма есть и некая народная любовь. Вот одна из историй человека в интернете:
«У нас в детстве по рукам ходила VHS-кассета с этим фильмом. Все, кто ее смотрел говорили остальным, что это лучшее кино в истории. Только между собой посмотревшие могли сознаться, что фильм уг. Это было похоже на секту, которая медленно и уверенно росла. В итоге, когда очередной кинолюбитель выходил во двор и все его спрашивали, — „Ну, как?“. Ему ничего не оставалось, кроме поддержки фразой „Это шедевр!“ и передать кассету следующему».
18+
Александр Губкин



